18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ювелирная преемственность

Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история». Фото: Posié
Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история».
Фото: Posié
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В Государственном историческом музее проходит выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», которая продолжает серию экспозиций, демонстрирующих творческую связь мастеров прошлого и современности

В Государственном историческом музее развернулась грандиозная выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», рассказывающая историю преемственности в российском ювелирном искусстве. Это первая экспозиция, организованная в сотрудничестве с новым социально-культурным проектом Posié алмазодобывающей компании «Алроса». Совместная инициатива стала продолжением серии выставок Исторического музея, демонстрирующих творческую связь мастеров ушедших эпох и современности, главная задача которой — познакомить публику с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также представить произведения современных мастеров, вдохновлявшихся великим наследием русской культуры.

Автором сценографии и художественной концепции выставки выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. Основу экспозиции составляют арт-инсталляции, которые ведут посетителей от фольклорной старины к величественному барочному классицизму — через анфиладу дворцовых залов, чередуя эпохи и стили, современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.

Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ. Фото: Posié
Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ.
Фото: Posié

Попадая в пространство выставки, посетитель оказывается в сказочной библиотеке, центром которой стало старинное бюро из коллекции ГИМ, откуда на публику выпадает вихрь из листов бумаги — будто парящие в воздухе записки ювелира. Библиотека делит выставку на бальную залу и пространство коллекции «Волшебные сказки».

Бальная зала представляет собой инсталляцию, отсылающую к гигантскому коронационному платью императрицы. Здесь, словно за занавесом, можно увидеть ювелирные произведения Posié из коллекции «Пируэт», которые выставлены в окружении предметов из собрания Государственного Эрмитажа — шкатулок и табакерок из личного обихода императриц.

Рядом с гигантским кринолином расположилась конструкция из старинных ларцов и сундуков, дополняют которую экраны с видео о создании украшений Posié.

Инсталляция из старинных ларцов и сундуков. Фото: Posié
Инсталляция из старинных ларцов и сундуков.
Фото: Posié

В одном из залов на механическом пианино с раскладкой роскошных драгоценностей будто музицирует невидимая фигура. В коронационном зале, как и положено, есть альков с репликой Большой императорской короны, созданной мастерами «Алроса» к 250-летнему юбилею главной монаршей регалии и 400-летию дома Романовых в 2012 году по заказу Гохрана России. Оригинал, который хранится неподалеку — в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля, был изготовлен при участии ювелира Иеремии Позье (фамилия которого созвучна названию нового проекта «Алроса») для торжественной церемонии коронации и восхождения на престол Екатерины II в 1762 году.

В святая святых — императорском будуаре — можно увидеть старинный веер «Апофеоз Екатерины Великой» из собрания Эрмитажа, компанию которому составляют драгоценные экспонаты из коллекций Posié «Веера».

Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié. Фото: Posié
Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié.
Фото: Posié

«На протяжении прогулки по бальной зале в арках виднеются фрагменты инсталляций коллекции высокого ювелирного искусства „Волшебные сказки“, где сами украшения становятся героями иммерсионного спектакля», — объясняет Василий Бархатов.

По его замыслу, из императорских залов гости попадают на маковое поле, где среди цветов виднеются под миниатюрным стеклянным куполом два кольца «Маковая росинка». Затем зрители оказываются в таинственном темном лесу. Здесь в витрине спрятана у всех на виду изящная и немного мистическая тиара «Шапка-невидимка». Отсюда ведут два пути. Первый — к инсталляции с кольцом «Живая вода» с гипнотическим акустическим фоном, откуда хорошо видна следующая инсталляция — гигантский белый колокол, похожий на половинку яичной скорлупы, под которым спряталось украшение-трансформер «Золотое яичко».

Кинетическая инсталляция с наковальней и  браслетом «Стрела царевны». Фото: Posié
Кинетическая инсталляция с наковальней и браслетом «Стрела царевны».
Фото: Posié

Второй путь — по круглому лабиринту с кольцом «Яблочко на тарелочке», который ведет в зал кузни, где посреди кинетической инсталляции на наковальне ждет браслет «Стрела царевны».

Завершается это путешествие по сказочным далям поистине волшебным залом, где теряется ощущение реальности и пространства: бесконечное звездное небо будто опускается сверху, чтобы окутать сундук с колье «Аленький цветочек».

Прочувствовать весь замысел и насладиться ювелирными шедеврами прошлого и настоящего можно в главном здании Исторического музея до 15 января 2024 года. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+