В Государственном историческом музее развернулась грандиозная выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», рассказывающая историю преемственности в российском ювелирном искусстве. Это первая экспозиция, организованная в сотрудничестве с новым социально-культурным проектом Posié алмазодобывающей компании «Алроса». Совместная инициатива стала продолжением серии выставок Исторического музея, демонстрирующих творческую связь мастеров ушедших эпох и современности, главная задача которой — познакомить публику с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также представить произведения современных мастеров, вдохновлявшихся великим наследием русской культуры.
Автором сценографии и художественной концепции выставки выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. Основу экспозиции составляют арт-инсталляции, которые ведут посетителей от фольклорной старины к величественному барочному классицизму — через анфиладу дворцовых залов, чередуя эпохи и стили, современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.
Попадая в пространство выставки, посетитель оказывается в сказочной библиотеке, центром которой стало старинное бюро из коллекции ГИМ, откуда на публику выпадает вихрь из листов бумаги — будто парящие в воздухе записки ювелира. Библиотека делит выставку на бальную залу и пространство коллекции «Волшебные сказки».
Бальная зала представляет собой инсталляцию, отсылающую к гигантскому коронационному платью императрицы. Здесь, словно за занавесом, можно увидеть ювелирные произведения Posié из коллекции «Пируэт», которые выставлены в окружении предметов из собрания Государственного Эрмитажа — шкатулок и табакерок из личного обихода императриц.
Рядом с гигантским кринолином расположилась конструкция из старинных ларцов и сундуков, дополняют которую экраны с видео о создании украшений Posié.
В одном из залов на механическом пианино с раскладкой роскошных драгоценностей будто музицирует невидимая фигура. В коронационном зале, как и положено, есть альков с репликой Большой императорской короны, созданной мастерами «Алроса» к 250-летнему юбилею главной монаршей регалии и 400-летию дома Романовых в 2012 году по заказу Гохрана России. Оригинал, который хранится неподалеку — в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля, был изготовлен при участии ювелира Иеремии Позье (фамилия которого созвучна названию нового проекта «Алроса») для торжественной церемонии коронации и восхождения на престол Екатерины II в 1762 году.
В святая святых — императорском будуаре — можно увидеть старинный веер «Апофеоз Екатерины Великой» из собрания Эрмитажа, компанию которому составляют драгоценные экспонаты из коллекций Posié «Веера».
«На протяжении прогулки по бальной зале в арках виднеются фрагменты инсталляций коллекции высокого ювелирного искусства „Волшебные сказки“, где сами украшения становятся героями иммерсионного спектакля», — объясняет Василий Бархатов.
По его замыслу, из императорских залов гости попадают на маковое поле, где среди цветов виднеются под миниатюрным стеклянным куполом два кольца «Маковая росинка». Затем зрители оказываются в таинственном темном лесу. Здесь в витрине спрятана у всех на виду изящная и немного мистическая тиара «Шапка-невидимка». Отсюда ведут два пути. Первый — к инсталляции с кольцом «Живая вода» с гипнотическим акустическим фоном, откуда хорошо видна следующая инсталляция — гигантский белый колокол, похожий на половинку яичной скорлупы, под которым спряталось украшение-трансформер «Золотое яичко».
Второй путь — по круглому лабиринту с кольцом «Яблочко на тарелочке», который ведет в зал кузни, где посреди кинетической инсталляции на наковальне ждет браслет «Стрела царевны».
Завершается это путешествие по сказочным далям поистине волшебным залом, где теряется ощущение реальности и пространства: бесконечное звездное небо будто опускается сверху, чтобы окутать сундук с колье «Аленький цветочек».
Прочувствовать весь замысел и насладиться ювелирными шедеврами прошлого и настоящего можно в главном здании Исторического музея до 15 января 2024 года.
Партнерский материал