Аукционный дом Sotheby’s внес небольшую, но необходимую дозу стабильности в осенний аукционный сезон в Нью-Йорке вечером 8 ноября, распродав произведения из собрания попечительницы Музея американского искусства Уитни Эмили Фишер Ландау (1920–2023).
Эти торги, пожалуй, больше всего запомнятся тем, что принесли в сумме $351,6 млн ($406,4 млн с учетом комиссии аукционного дома), то есть уложились в рамки предаукционных эстимейтов, и это именно то, чего от них ждали.
Примерно треть вырученной суммы получена благодаря портрету Мари-Терез Вальтер «Женщина с часами» (1932) кисти Пабло Пикассо, который аукционист Оливер Баркер продал за $139,4 млн (здесь и далее суммы указаны с комиссией), что превысило предварительную оценку в $120 млн. В отличие от отношений между Пикассо и Вальтер, этот роман длился менее чем три минуты, причем одну из них Баркер потратил на то, чтобы уговорить победителя торгов предложить последний миллион долларов, а еще одну — чтобы удостовериться, что среди претендентов больше нет желающих увеличить ставку.
Всего 9 из 31 выставленного на аукцион лота (которые были распроданы все до единого) ушли за $10 млн и выше. Три работы, включая Пикассо, преодолели порог в $30 млн: полотно Джаспера Джонса «Флаги» (1986) после торга продолжительностью менее двух минут досталось покупателю за $41 млн, а картина Эда Рушея Boss (1964) — за $39,4 млн.
Общий результат, безусловно, стал триумфом ожиданий: две трети выставленных на аукцион работ ушли за суммы в пределах предпродажных оценок. Впрочем, надо отметить, что 25 из 31 лота имели гарантии третьих лиц, то есть их продажа хотя бы по минимально возможной цене была гарантирована еще до торгов. Все это тем более важно, что после не слишком удачных весенних аукционов в Нью-Йорке пошли разговоры о том, что крупнейшие аукционные дома в погоне за привлекательными вещами в каталогах идут на уступки продавцам и завышают эстимейты.
«Мы всегда стараемся давать предварительные оценки разумно и стратегически. Эстимейты отражают баланс между ожиданиями рынка и уже состоявшимися продажами, но часто мы сталкиваемся с объектами настолько невероятными, что у них нет такой истории, — говорит Дэвид Гальперин, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Америке. — Поэтому при определении границ эстимейта мы обращаемся не только к информации, но и к интуиции».
На прошедших торгах такими котами в мешке оказались монохромная картина «Триумф над мастерством» (1987) концептуалиста Марка Тэнси, работы которого кажутся реалистичными только на первый взгляд (за полотно заплатили $11,8 млн), и раннее произведение Аньес Мартин «Серый камень II» (1961), демонстрирующее виртуозную способность художницы манипулировать близкими оттенками цвета (ушло за $18,7 млн). В обоих случаях продажи стали рекордными для художников.
В то же время полотно Марка Ротко «Без названия» (1958), относящееся к мрачной серии работ для небоскреба Сигрем-билдинг, было приобретено за $22,2 млн при предварительной оценке минимум в $30 млн. Раннюю шелкографию Роберта Раушенберга Sundog (1962) удалось продать только за $4,9 млн, хотя аукционный дом рассчитывал выручить за нее минимум $8 млн.
«Это и есть настоящий рынок, — говорит Дэвид Гальперин. — Вы видели работы, уход которых значительно превысил предварительную оценку, и несколько работ, которые были проданы ниже эстимейта. На любом рынке, которым движут истинные коллекционеры, всегда есть разнообразие».