18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ренессанс в Италии: благочестие, принятое за страсть

Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная». 1514. Фото: Galería Borghese
Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная». 1514.
Фото: Galería Borghese
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Некоторые сюжеты ренессансного искусства лишь задним числом наделялись фривольными коннотациями. О том, что подразумевали сами художники и заказчики, рассказано в книге Ольги Назаровой «Любовь и страсть в искусстве Возрождения»

Почему в Италии в эпоху Возрождения знатных дам рисовали с обнаженной грудью? Сколько куртизанок было в Венеции? Зачем подле спящей Венеры изображали Купидона? От книги «Любовь и страсть в искусстве Возрождения» невозможно оторваться.

Ольга Назарова. «Любовь и страсть в искусстве Возрождения. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2023. 232 с., ил.
Ольга Назарова. «Любовь и страсть в искусстве Возрождения. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2023. 232 с., ил.

Ее автор Ольга Назарова — кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, где она руководит образовательной программой «История искусств». Ее трижды (в 2020, 2022 и 2023 годах) включали в список лучших преподавателей этого вуза. Предмет научных штудий Ольги Назаровой — итальянский Ренессанс, и она знает его всеобъемлюще — от философских идей, которыми вдохновлялись писатели и художники, до бытовых подробностей из жизни заказчиков и меценатов. Такой многорегистровый подход позволяет ей интерпретировать до боли известные картины в совершенно новом ключе. Оказывается, прекрасные Венеры, Купидоны, Ганимеды, нимфы и сатиры, сообща отвечавшие за тему любви и страсти в итальянском искусстве, не столько свидетельства вольности нравов (в духе «Декамерона») или некритичного подражания Античности, сколько «пиар-сопровождение» экономических процессов. Заключение брачных союзов в те времена было краеугольным камнем общественной жизни: благополучная семья и многочисленное потомство считались маркером социального успеха. Тема любви в искусстве возникла как прославление благочестивого супружества.

Лоренцо Лотто. «Семейный портрет». 1523-1524. Фото: Государственный Эрмитаж
Лоренцо Лотто. «Семейный портрет». 1523-1524.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первых обнаженных Венер (вспомним «Спящую Венеру» Джорджоне, породившую множество подражаний) рисовали для украшения спален, нередко как подарок на свадьбу. Ольга Назарова называет такой жанр живописной эпиталамой, по аналогии с эпиталамой поэтической — свадебной песней, «которая сочинялась в честь новобрачных и исполнялась на свадебных церемониях в Древнем Риме». То, что рядом с Венерой часто изображали Купидона, тоже не случайно (в подобных картинах каждая деталь имеет символический подтекст). Речь не о каких-то фривольных шалостях, а наоборот: Купидон призывает богиню очнуться ото сна и возглавить свадебную церемонию.

Еще один жанр ренессансной живописи — так называемые красавицы, благородные дамы в жемчугах, шелках, мехах и нередко с обнаженной грудью. И это совсем не портреты куртизанок, как начали считать в XVIII веке, но обобщенные образы совершенной женской красоты, а она, словами писателя Аньоло Фиренцуолы (1493–1543), «величайшее благо, которое Господь даровал человеческому роду». «С этой оптикой, — резюмирует Ольга Назарова, — частичная нагота… становится символом абсолютной чистоты и целомудрия, а мотив обнаженной груди трактуется как метафора открытой души и сердца, как бы распахнутого навстречу собеседнику».

Джованни Больтраффио. «Портрет девушки в цветочном венке». 1490. Фото: North Carolina Museum of Art
Джованни Больтраффио. «Портрет девушки в цветочном венке». 1490.
Фото: North Carolina Museum of Art

«Красавиц» писали впрок и продавали при случае, примерно как в XVII веке натюрморты, а в XIX веке пейзажи. Что до куртизанок, которых только в Венеции насчитывалось 13 тыс. (!), то создавать их соблазнительные портреты было не принято, не существовало такого иконографического извода. Сами же они, будучи платежеспособными членами общества, заказывали для украшения жилищ композиции типа «Богоматери с Младенцем».

В ряду множества занимательных историй автор книги рассказывает и о легендарной картине Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» (1514), в которой всегда смущало отсутствие равноправного диалога между обнаженной и пышно одетой героинями. Композиция была написана в честь бракосочетания Никколо Аурелио, знатного венецианца, секретаря Совета десяти, и падуанки Лауры Багаротто. 50-летний Никколо вступал в брак впервые, а 20-летняя Лаура — во второй раз. Жених был беден: все семейные деньги он отдал на приданое своим сестрам. А Лаура попала в безвыходное положение: ее первый муж Франческо Борромео, равно как и ее отец, падуанский юрист, приняли участие в бунте против Венецианской рес­публики. Бунт был подавлен, заговорщики казнены (жестоко, прилюдно, на глазах родственников), а их имущество конфисковали. Позднее городской сенат согласился вернуть деньги вдовам и дочерям при условии, что те выйдут замуж за венецианцев. Сохранилась опись имущества, возвращенного Лауре накануне свадьбы, там фигурирует белое атласное платье с алыми рукавами — такое же мы видим на картине. Так что перед нами, скорее, не диалог, а психотерапевтические увещевания, которые покровительница брака Венера адресует новоявленной вдове-невесте. Название же «Любовь небесная и Любовь земная» картине придумали в XVIII веке. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+