18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Владимир Лебедев: портрет дневника художника на фоне безвременья

Владимир Лебедев. Фотоархив константина Эрнста. Фото: KGallery
Владимир Лебедев. Фотоархив константина Эрнста.
Фото: KGallery
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Петербургская KGallery выпустила двухтомник под названием «Владимир Лебедев». Необычность этого издания в том, что вторая книга, содержащая дневниковые записи художника, породила первую, хотя дневника в привычном понимании там нет

Несколько лет назад Владимир Березовский, коллекционер и основатель KGallery, получил от московских антикваров предложение купить несколько папок, которые содержали более 500 листов, исписанных неразборчивым почерком, да еще и карандашом. Магия имени автора — Владимир Лебедев (1891–1967), известный художник, книжный график — заставила коллекционера приобрести «листочки».

Эти бумаги дождались своего часа во время пандемийного карантина, когда у Натальи Козыревой, заведующей отделом рисунка и акварели Русского музея, появилось время расшифровать записи. Оказалось, что это не дневник художника в привычном понимании, а довольно сухие, «протокольные» записи ежедневных расходов на питание и одежду, перечисление посетителей, имена звонивших по телефону. Начиная с 1942 года и заканчивая 1966-м. Упоминаются имена 200 человек, которые дают представление о круге общения Лебедева. Именно ежедневность делает эти записки дневником.

Художник, по словам Натальи Козыревой, по возможности дистанцировался от социальных институтов того времени. Он выстраивал свою жизнь исходя из принципов, которые сформулировал для себя в успешные 1920-е. Словно не было разгромной статьи в газете «Правда» от 1 марта 1936 года под названием «О художниках-пачкунах», где автора иллюстраций к книге Самуила Маршака «Сказки, песни, загадки» обвинили во всех смертных грехах. В записках нет ни слова о трагических послевоенных событиях: ни о «ленинградском деле», ни о разгроме первого Музея блокады. Хотя Лебедев много общался с художницей Анной Лепорской, участвовавшей в создании этого музея. Их мастерские находились на одной лестничной площадке.

Владимир Лебедев. «Живопись. Графика. Фарфор. Стекло. Книги. Фотографии». СПб.: KGallery, 2023. 192 с., ил.
Владимир Лебедев. «Живопись. Графика. Фарфор. Стекло. Книги. Фотографии». СПб.: KGallery, 2023. 192 с., ил.

Для понимания характера записок важны некоторые факты биографии Лебедева. Во время войны он работал в Москве, в «Окнах ТАСС». В 1950 году вернулся в Ленинград, который впоследствии почти не покидал. Его жена Ада Лазо, редактор Детгиза, с дочерью Адой, школьницей, остались в Москве. Семья жила на два дома, Лазо часто приезжала в квартиру-мастерскую Лебедева, расположенную на мансардном этаже модернового дома на улице Белинского. Поэтому на страницах дневника постоянно встречаются две Ады: старшая под именами Айка или Аюшка, младшая — Адочка или Аденок. Заботливый муж и отчим не раз пишет о том, какую одежду или отрез ткани он для них приобрел.

Еще один важный персонаж записок — Сарра Лебедева, первая жена, известный скульптор, с которой художник сохранил дружеские отношения на всю жизнь. В записках она именуется Саррик или Сарр, часто в мужском роде. С Лебедевым они созванивались едва ли не ежедневно, хотя содержание разговоров в текстах, за редким исключением, не раскрывается. Лебедев заботился о Сарр как о самом близком человеке («кресло вертящееся американское Саррику»).

Остальных можно разделить на несколько основных групп: «модэли» (транскрипция Лебедева); художники, искусствоведы и сотрудники издательств; коллекционеры и букинисты; врачи; портной, сапожник, мойщик окон, домработницы и другие люди, необходимые для обеспечения жизненного комфорта.

Из художников следует назвать Юрия Васнецова и Ореста Верейского, из искусствоведов — Василия Пушкарева, директора Русского музея, и Всеволода Петрова, автора монографии о Лебедеве, вышедшей после смерти главного героя. Среди коллекционеров — Бориса Окунева, Илью Палеева, Абрама Чудновского. С ними у Лебедева сложились дружеские отношения, да и покупки поддерживали его материально.

Из букинистов важна фигура Эммануила Ципельзона, знаменитого московского антиквара. Лебедев постоянно пишет о приобретенных или обменянных книгах и альбомах. Круг его интересов очень широк — от Рембрандта и Рубенса до Пикассо, Матисса и Шагала. Летом 1965 года художника посетила Лидия Делекторская, муза Матисса. «Очень хорошо смотрит и вообще с умом держится», — отмечает он в дневнике.

Владимир Лебедев. «Дневники. Фотографии. Документы». СПб.: KGallery, 2023. 372 с., ил.
Владимир Лебедев. «Дневники. Фотографии. Документы». СПб.: KGallery, 2023. 372 с., ил.

Лебедев расставляет короткие оценки натурщицам: «модэль девчина, толстая маленькая», или «Юля белокожая», или «хороша, но стеснительная». Он умышленно использует букву «э» также в словах «рэпродукция» и «диэтический». В последнем случае возникает забавная игра слов.

Неослабное внимание художник уделяет своему гардеробу. Имя портного Якова Фельдмана упоминается часто: ушить, удлинить, переставить пуговицы или карманы. Лебедев тщательно следит за своим внешним видом, «дендизм» молодости он старательно поддерживает, по его дневнику можно изучать мужской и дамский (вспомним про Айку, Адочку и Сарр) гардероб середины ХХ века.

В дневнике он объективно оценивает свои действия. Мини-рецензии на купленные книги — «зря и дорого» или «радость», на собственную кухню — «очень вкусно сам приготовил осетрину» или «что-то осетрина не очень выходит по вкусу, хотя все специи в порядке и свежие помидоры».

Изредка художник не выдерживает «бухгалтерский» тон записок: «Умер Сталин, вечером пили шампанское. ура!!!» (сильно зачеркнуто); «Москва ничуть не сдвинулась в смысле академической гадости. Везде предстоят Вучетич, Манизер, С. Герасимов». Две любопытные записи относятся к 1963 году: «Сегодня покупательская масса возмущена поднятыми ценами на масло, мясо!!!» и «Звонила Сарр, она тоже очень удручена убийством Кеннеди».

Владимир Лебедев. Фотоархив константина Эрнста. Фото: KGallery
Владимир Лебедев. Фотоархив константина Эрнста.
Фото: KGallery

Этот том украшает публикация уникального архива фотографий, принадлежащего Константину Эрнсту. Снимки самые разные, профессиональные и любительские, от детских, 1890-х годов, до поздних, сделанных в 1960-е. Широко известные по публикациям и совсем незнакомые. На них Лебедев с женами, «модэлями», друзьями, в мастерской во время работы или за изучением собственной коллекции.

Все это содержится во втором томе, а первый включает в себя несколько статей о Лебедеве и каталог выставки его произведений из частных собраний («Владимир Лебедев. Портрет на фоне дневника художника», KGallery, до 10 декабря). В качестве эпиграфа взяты слова Василия Власова, друга и коллеги, сказанные уже после ухода Лебедева: «Он задавал себе уроки и в течение всей жизни их выполнял… каждый последующий этап его работы был предопределен освоенным запасом умения».

Наталья Козырева пишет о том, что Лебедев был живописцем, хотя его принято называть художником книги. И напоминает: знаменитая «Катька» интересовала многих. Она хранилась у Анны Ахматовой, которая считала ее работой Бориса Григорьева и хотела уничтожить за непристойность; Александр Осмеркин уговорил ее этого не делать. Сейчас картина в Русском музее.

Леонид Матвеев исследовал «футуристические» тарелки, выпущенные в 1919 году Государственным фарфоровым заводом по эскизам художника (часть изделий еще предстоит найти). Владимир Левшенков рассказывает о хрустальном бокале с советской символикой (по эскизу Сергея Чехонина); он находился в коллекции Лебедева. В статье Елены Матвеевой говорится о корпусе из 60 первоизданий книг для детей и взрослых с иллюстрациями Лебедева — среди них те самые «Сказки, песни, загадки» Маршака. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+