18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники приглашают за стол: арт-проект в Суздале

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

В Суздале открылся арт-проект «Застолье», в котором участвуют Катя Бочавар, Андрей Бартенев и Соня Уткина. Как говорят организаторы, это творческий манифест компании «Дымов керамика», активно сотрудничающей с современными художниками

Три выставки-инсталляции в трех разных местах в Суздале под общим названием «Застолье» приурочены к 20-летию компании «Дымов керамика», базирующейся в этом знаменитом древнем городе, который готовится встретить в следующем году свое 1000-летие. Как рассказывает учредитель компании Евгения Дымова, «все эти годы мы активно привлекали к сотрудничеству художников и выпускали отдельные коллекции керамики. Это десятки имен — от молодых до именитых художников. Они несут заряд творческой энергии — мы даем им возможность реализовать самые безумные идеи. Такая синергия очень полезна обеим сторонам».

Среди художников, вовлеченных в керамическое производство, встречаются известные имена, олицетворяющие самые разные стили, — от стрит-артиста Миши Most до перформансистки Ульяны Подкорытовой, от Романа Манихина до Дюди Сарабьянова. В пространстве на мануфактуре, то есть фабрике, где проводятся гончарные мастер-классы для всех желающих, висят картины Марины Колдобской — она тоже работала тут.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

В этом же здании расположен прозрачный стеклянный кабинет, где можно видеть часть проекта «Застолье» — инсталляцию «Верба» Андрея Бартенева. Эксцентричный художник, чье творчество как нельзя лучше иллюстрирует идею синтеза искусств, стал настоящим талисманом компании, создав керамического «плюшевого» медведя — своеобразный ответ «дутым» собачкам Джеффа Кунса. Целая коллекция этих черно-белых мишек, улыбающихся своими как будто вышитыми мордочками, восседает на черных постаментах на черном длинном столе в инсталляции. На тарелках и вазах, а также на ковре на полу повторяется орнаментальный мотив, который сам автор назвал «Вербой». И в самом деле, минимализм этого узора напоминает о черных ветках вербы на белом снегу.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

Художница Соня Уткина, напротив, воспела лето в инсталляции «Городок», расположенной в магазине «Сельская жизнь» в Гостином Дворе. Это тоже большой стол, покрытый зеленой скатертью с рисунками, вдохновленными той самой сельской жизнью. По стилю рисунки и персонажи Сони Уткиной чем-то напоминают митьковских героев: в них та же доля легкой иронии и веселого любования. Статуэтки охотников и матерей с младенцами расставлены на скатерти вокруг прудов с утками.

Соня Уткина и ее инсталляция  «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Соня Уткина и ее инсталляция «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

«Это небольшой керамический город, чем-то похожий на Суздаль, где живут мои персонажи: ловят рыбу, ходят на рынок, дружат, ссорятся, — в общем, живут настоящей, полнокровной жизнью, — говорит художница. — Для своего стола я придумала огромные вазы-колокольни. Это был настоящий вызов — подобное реализовать в керамике. Вместе с талантливым керамистом Любовью Скользневой мы смогли сделать это».

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

Третья точка «Застолья» — комната Кати Бочавар, которая называется «Ополье», в Доме русского чаепития. Стол с лаконичными вазами и тарелками издали выглядит чуть ли не воплощением классицизма, но, конечно, это современная интерпретация классики. Как говорит Катя Бочавар, выступившая и куратором всего проекта «Застолье», «белый сервиз „Ополье“ — это суздальская архитектура, природа, люди, обычаи и сама я, влюбленная в это удивительное явление».

Катя Бочавар и ее инсталляция  «Ополье». Фото: Ольга Сморжанюк
Катя Бочавар и ее инсталляция «Ополье».
Фото: Ольга Сморжанюк

На самом деле тут мы имеем дело не с отдельной комнатой, а с большим дизайнерским проектом. Катя Бочавар год работала над оформлением этого нового пространства на старой (буквально Старой — таково ее название) улице Суздаля. Двухэтажный старинный дом был восстановлен Дымовыми из руин. Бочавар разработала не только дизайн посуды (это яркие чашки и блюдца, которые составляют как бы случайные пары по цвету, намекающие на разнокалиберность домашнего чаепития), но и обивку диванчиков, и нарядные пестрые рубахи официантов, и мозаики, и огромную кованую люстру, формой отсылающую к церковным паникадилам, ну и, наконец, пригласила сделать живописные панно «Времена года» художницу Дарью Закрытую, с чем она успешно справилась.

Арт-проект «Застолье» в Суздале. Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье» в Суздале.
Фото: Ольга Сморжанюк

Катя Бочавар говорит о своем понимании русского стиля: «Мне было интересно понять, что такое русское чаепитие. Цвет, который я выбрала для интерьера, — китайский красный. Это понятно: чай к нам пришел из Китая. Я смотрю на полосатые драпировки и вспоминаю Италию: как там вывешивают флаги во время праздников. Мы вспоминаем Византию. И Турцию, где мы так часто бываем. Русский вкус, и вообще русский человек, впитывает все, что ему нравится, и делает это русским. Но не будем забывать, что вокруг огромный мир и он продолжает нас удивлять».

Суздаль
Магазин и пространство «Сельская жизнь»
Мануфактура «Дымов керамика»
Дом русского чаепития
Арт-проект «Застолье»
До конца года

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+