Фестиваль книг по искусству, который организуют школа masters и издательство Ad Marginem, пройдет 18 и 19 ноября в уникальном месте — на Левашовском хлебозаводе (памятнике архитектуры конструктивизма), в «Творческой котельной», гигантском цилиндрическом зале под куполом.
В фестивале примут участие издательства Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музея современного искусства «Гараж», Европейского университета в Санкт-Петербурге, издательства V–A–C Press, «А+А», «Арка», «Искусство — XXI век», НЛО, книжный магазин «Желтый двор», букинистический магазин «Академия» и другие.
Будут развернуты маркет винила и выставка графики. Казанский Центр современной культуры «Смена» представит обширную экспозицию об искусстве татарской столицы за последние 60 лет.
Откроет двери Детская книжная лаборатория, пройдут многочисленные круглые столы. В дискуссиях примут участие основательница и директор школы masters Полина Бондарева, директор Ad Marginem Михаил Котомин, исполнительный директор Ad Marginem и сооснователь Центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский, а также историк искусства Алексей Бобриков, редактор оригинальных проектов «Букмейта» Лена Васильева, галерист Ильдар Галеев, эксперт в области моды и главный редактор журнала Black Square Анзор Канкулов, руководитель дизайнерского бюро ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, руководитель издательского отдела фонда V–A–С и Дома культуры «ГЭС-2» Григорий Чередов, искусствовед Иван Чечот, дизайнеры Ирина Чекмарева и Андрей Шелютто и другие. Актуальная информация и программа доступны на сайте artbookfest.ru.
Несмотря на то что Санкт-Петербург издавна является культурной столицей, у города не было книжной ярмарки, которая объединила бы на своей площадке инициативы всех ведущих издательств страны.
Фестиваль masters x Ad Marginem станет не только фестивалем и ярмаркой книг об искусстве, но и площадкой для диалога ведущих теоретиков в области классического и современного искусства.
Если говорить об особенностях фестиваля, то, помимо стендов издательских домов, будет представлена графика из петербургских и московских галерей, а еще каждый год мы будем выбирать регион, который активно развивается в области культуры и искусства. В этом году на фестивале вы увидите групповой стенд, который представит город Казань.
Также партнером фестиваля выступил «Букмейт», подписной книжный сервис «Яндекс Плюса». Мы уже заключили эксклюзивный договор на издательскую программу masters x Ad Marginem.
Сотрудничество Ad Marginem и masters началось с выпуска трех книг об искусстве: «Теория искусства», «Искусство, восприятие и реальность» и «Одна и пять идей». На фестивале партнеры объявят о выпуске следующих 12 книг (в электронном виде они будут доступны исключительно на сервисе «Букмейт», который выступает официальным партнером события). Рассказываем о некоторых из них.
Американский искусствовед, доктор наук и университетский преподаватель Линда Нохлин (1931–2017) за долгую, 86-летнюю жизнь написала более полутора сотен исследований, в том числе о Гюставе Курбе. Они были изданы на 12 языках. Но ничто не прославило ее больше, чем опубликованное в 1971 году в журнале ARTnews эссе «Почему не было великих художниц?». Нохлин проанализировала десятки причин, почему в истории искусства оставались в основном мужские имена (от дискриминации в получении образования до отбора художников для монографических выставок и альбомов). Ее аргументированная позиция значительно повлияла как на изучение искусства, так и на текущую арт-практику.
В 2001 году в Принстонском университете прошла конференция, посвященная 30-летию выхода эссе. Специально к этому событию Линда Нохлин написала продолжение — «Почему не было великих художниц? Тридцать лет спустя», где подвела итоги пересмотра традиционного, ориентированного на мужчин искусствознания. Именно этот вариант, дополненный вступительной статьей искусствоведа Кэтрин Грант, издает сейчас Ad Marginem.
Музыкант Дэвид Боуи называл эту книгу среди своих любимых. Вышедшее в 1975 году собрание интервью содержит четыре разговора британского арт-критика Дэвида Сильвестра (1924–2001) с выдающимся художником Фрэнсисом Беконом (1909–1992), состоявшихся в период с 1962 по 1986 год. Они дружили четверть века. На Венецианской биеннале в 1993 году Сильвестр даже получил «Золотого льва» как куратор посмертной выставки Бэкона. Их интервью — доверительный разговор без позерства и надувания щек. Если вы хотите узнать, что своими работами на самом деле «хотел сказать художник», книга доставит вам удовольствие. Впрочем, творец обычно и сам этого не знает: он блуждает в потемках, полагаясь больше на интуицию и прозрение, нежели на заранее продуманный план. Некоторые ответы Бэкона вполне походят на афоризмы: «Для создания искусства необходим хаос. Искусство — это поиск порядка в хаосе», «Я не думаю, что я одаренный. Я просто думаю, что я — восприимчивый», «Все начинается с чувства невозможности сделать то, что требуется: а если так, то можно делать что угодно и смотреть, что получится».
Дэвид Джоcлит (р. 1959) — историк искусства, художественный критик из Нью-Йорка, автор полудюжины книг, в том числе «Бесконечная регрессия: Марсель Дюшан. 1910–1941» (1998), «Обратная связь: телевидение против демократии» (2007), «После искусства» (2012).
«Американское искусство» он написал в 2003 году. Ни в одной другой книге вы не найдете такого краткого и емкого обзора послевоенного американского искусства от абстрактного экспрессионизма до новейших течений. Автор прослеживает противоречивые формальные, идеологические и политические обстоятельства, которые сделали американских художников доминирующими в мире. Подробно рассмотрено творчество таких мастеров, как Джаспер Джонс, Джефф Кунс, Нам Джун Пайк, Клас Ольденбург, Джексон Поллок, Марк Ротко, Энди Уорхол, Синди Шерман. И одновременно не забыты менее известные авторы и практики.
Всеобъемлющий транснациональный обзор основных направлений искусства огромного региона. Масштабное исследование знакомит с искусством сразу всей Центральной и Восточной Европы: живописью, скульптурой, фотографией, перформансом, видео и концептуальными проектами. Авторы Майя и Рубен Фоукс собрали под одной обложкой выдающиеся произведения и крупных художников, проследили синхронность, с которой формировались в разных странах движения и стили, акцентировали «места силы» — государства с особенно богатой и разнообразной художественной повесткой (Венгрия, Польша, Чехословакия, Югославия). В книге прослеживается влияние на искусство таких политических событий, как антисоветские восстания в Венгрии и Чехословакии, движение «Солидарность» в Польше, распад коммунистического блока. Но основной интерес авторов сфокусирован на экспериментальном неоавангардном искусстве, которое во всех странах сопротивлялось официозу.
Сюзанн Хадсон — адъюнкт-профессор Университета Южной Калифорнии и автор многих книг. На сей раз она выступает адвокатом такой старомодной (казалось бы) формы искусства, как живопись. На фоне широчайшего спектра перформансов, инсталляций, видео-арта и прочих кросс-жанровых активностей — всего, что входит сегодня в понятие contemporary art, — традиционная живопись должна была если не исчезнуть, то стать guilty pleasure, тайной слабостью. Но этого не случилось. Сюзанн Хадсон рассказывает о 250 (!) уважаемых художниках со всего мира, для которых живопись по-прежнему важная форма самовыражения. Китайский сюрреалист Чжан Сяоган и японский поп-артист Такаси Мураками, силуэтист и гравер американка Кара Уокер, живущая в Нью-Йорке британка Сесили Браун, которая исследует сексуальность и порно посредством больших живописных работ с резвящимися кроликами, весьма кросс-жанровый автор и тем не менее поборник живописи американец Тистер Гейтс, — в книге собраны блистательные художники, и она значительно расширяет представления о современном искусстве. Хадсон предлагает умный и оригинальный подход, разбив повествование на семь тематических глав, каждая из которых исследует один аспект современной живописи — от апроприации до телесности, от расовых вопросов до защиты природы. В общем, изменчивая и вариативная живопись по-прежнему актуальна.