18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Израиль — Палестина: музеи оказались меж двух огней

Имперский военный музей в Лондоне сообщил, что не планирует никаких мероприятий на тему конфликта между Израилем и Палестиной. Фото: Howard Jones/i-Images via ZUMA Press
Имперский военный музей в Лондоне сообщил, что не планирует никаких мероприятий на тему конфликта между Израилем и Палестиной.
Фото: Howard Jones/i-Images via ZUMA Press
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Культурные институции всего мира в замешательстве: как публично реагировать — и реагировать ли вообще — на конфликт между Израилем и Палестиной? Рассказываем, как различные музеи обозначили свою позицию

Художники выразили свое отношение двумя открытыми письмами. Джудит Батлер, Нан Голдин, Барбара Крюгер, Марк Леки и еще около 150 художников, кураторов, музыкантов и издателей подписали открытое письмо в поддержку палестинцев, опубликованное авторитетным журналом Artforum 19 октября. «Мы солидарны с народом Палестины, — говорится в письме. — Мы просим арт-институции проявить солидарность с работниками культуры и потребовать от правительств наших стран немедленного прекращения огня». (Некоторые художники, в частности Катарина Гроссе, Питер Дойг и Томас Сарасено, впоследствии отозвали свои подписи, а главный редактор Artforum Дэвид Веласко, не согласовавший публикацию письма с издателями, был уволен.) Вскоре это воззвание было раскритиковано другими членами арт-сообщества, которые обнародовали собственное письмо в израильском онлайн-журнале Erev Rav. Они отметили, что в послании из Artforum ничего не говорится о жестокой бойне, устроенной движением ХАМАС в Израиле. Все это ставит перед музеями вопрос о том, хранить ли молчание или, наоборот, заявить о своем отношении к разразившемуся конфликту.

В июне 2020 года Международный совет музеев (ИКОМ) выступил с заявлением: «Музеи не нейтральны. Они неотделимы от социального контекста, властных структур и борьбы, ведущейся сообществами. И если кажется, что они ведут изолированное существование, это их выбор, но выбор неверный». В письме от 21 октября нынешнего года израильский филиал ИКОМ обратился к организации с просьбой занять активную позицию относительно войны и «выступить с резким осуждением террористических актов [ХАМАС]». В обращении также говорится: «Мы хотим напомнить ИКОМ, что Израиль — страна либеральной демократии и защищает свободу выражения, многообразие и искусство — ценности, которые ИКОМ разделяет, о чем свидетельствуют недавние корректировки определения понятия „музей“. Именно против этих идеалов направлены действия ХАМАС, нападающего на наши города и сообщества».

Главный офис ИКОМ 25 октября выступил с официальным заявлением: «Международный совет музеев выражает глубокую озабоченность волной насилия, охватившей граждан Израиля и Палестины, и сожалеет о значительных гуманитарных последствиях, которые возникли в минувшие несколько недель в связи с конфликтом. ИКОМ выражает искренние соболезнования тем, кто потерял семью, друзей и сообщество…»

Организация Mosaic United накрыла стол на 200 персон на площади у Художественного музея Тель-Авива в Израиле как напоминание о пропавших без вести заложниках. 20 октября 2023 г. Фото: Nir Alon/ZUMA Press Wire/ ZUMA Press, Inc
Организация Mosaic United накрыла стол на 200 персон на площади у Художественного музея Тель-Авива в Израиле как напоминание о пропавших без вести заложниках. 20 октября 2023 г.
Фото: Nir Alon/ZUMA Press Wire/ ZUMA Press, Inc

Тем временем как напоминание о пропавших без вести заложниках организация Mosaic United на площади у Художественного музея Тель-Авива в Израиле накрыла стол на 200 отсутствующих персон.

Представитель же Института арабского мира в Париже объявил, что мероприятия, приуроченные к выставке «Что Палестина дает миру» (до 19 ноября), перенесены, но не отменены, преимущественно из-за невозможности присутствовать на них некоторых художников в связи с возникшими сложностями транспортного сообщения с Ближним Востоком. К мероприятиям относятся симпозиум, посвященный французскому писателю Жану Жене, и публичная дискуссия по проблеме «накба» (арабское слово, означающее катастрофу, которым палестинцы называют массовый исход из региона после основания Государства Израиль в 1948 году).

В США о своей позиции, осуждающей действия ХАМАС, заявили несколько еврейских институций — от Музея еврейского наследия в Нью-Йорке до Музея памяти холокоста в Вашингтоне. В официальном заявлении последнего говорится: «Помня суровый урок истории холокоста, музей призывает лидеров и обычных людей во всем мире критически осмыслить свою роль в обществе и противостоять антисемитизму и другим формам ненависти, предотвратить геноцид и отстоять человеческое достоинство».

В свою очередь, Арабский американский национальный музей в Дирборне в штате Мичиган объявил, что «в ответ на продолжающуюся гуманитарную катастрофу, с которой столкнулись сегодня наши палестинские братья и сестры в секторе Газа», принято решение об отмене ежегодного гала-вечера, проводимого в целях фандрайзинга институции.

Национальный музей Катара и Музей исламского  искусства после объявления войны Израилем проецируют изображение палестинского флага на фасады своих зданий. Фото: Музей исламского искусства
Национальный музей Катара и Музей исламского искусства после объявления войны Израилем проецируют изображение палестинского флага на фасады своих зданий.
Фото: Музей исламского искусства

А Национальный музей Катара и Музей исламского искусства (оба находятся в Дохе) после объявления войны Израилем стали проецировать изображение палестинского флага на фасады своих зданий. Примечательно, что официальные лица Катара сыграли ключевую роль в освобождении американок, матери и дочери Джудит и Натали Раанан, которые находились в заложниках у ХАМАС, и оказывают значительное влияние на идущие в настоящее время переговоры. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+