Если вы отчетливо помните, что носит тот или иной персонаж романа Джейн Остин (1775–1817), включая мокрую рубашку мистера Дарси, то почти наверняка это ложное воспоминание, почерпнутое из фильма или телесериала. Писательница редко останавливала внимание читателей на деталях костюмов, хотя одежда очень важна как индикатор статуса и характера ее героев, особенно тех, кто пытается произвести впечатление людей более состоятельных, чем на самом деле.
Внешний вид персонажей Остин в своих книгах скорее подразумевает, чем описывает. В «Гордости и предубеждении» тетя Элизабет Беннетт миссис Гардинер «элегантна», несмотря на то, что замужем за человеком, живущим «с видом на собственные склады», то есть торговцем, а не праздным дворянином. И при этом вы знаете, что она выглядит в меру респектабельно. Разительный контраст — когда мистер Коллинз уверяет Элизабет, что ей не следует паниковать перед визитом к леди Кэтрин де Бёр, поскольку «леди Кэтрин не будет думать о вас плохо из-за простого одеяния. Ей нравится, когда соблюдают классовые различия». И вы понимаете, что, хотя один из них — англиканский священник, а другая — аристократка, но, в отличие от Элизабет, воспитаны они не так уж хорошо.
В мире, где фартинги и полпенни действительно имеют значение, должное, но не чрезмерное внимание к одежде считается похвальным. Знаменитый отрывок из «Нортенгерского аббатства» проливает свет на характер мистера Тилни, который изображен остроумным и симпатичным человеком, несмотря на то, что он младший сын в семье и представитель духовенства. Когда его спрашивают, действительно ли он осведомлен о муслине, он отвечает: «Весьма; я всегда покупаю себе галстуки и могу выступить отличным экспертом в этом вопросе; моя сестра часто доверяла мне выбор платья. На днях я купил для нее один экземпляр, и каждая увидевшая его дама назвала это потрясающе выгодной покупкой. Я отдал за него всего пять шиллингов — за ярд настоящего индийского муслина». И «миссис Аллен была совершенно поражена его гениальностью».
Цена муслина и батиста, согревающей фланели или траурного бомбазина подробно обсуждается историком моды Хилари Дэвидсон в очаровательной книге «Гардероб Джейн Остин». Автор исследует, что носила писательница в реальной жизни, основываясь на переписке, которую та вела со своей сестрой Кассандрой всякий раз, когда они оказывались в разлуке. К огорчению биографов, сведения из этого источника далеко не так полны, как могли бы быть: перед своей смертью в 1845 году Кассандра уничтожила сотни, а возможно, и тысячи писем сестры.
Та же Кассандра была автором двух изображений Джейн — единственных, которые можно считать абсолютно достоверными: речь о фигуре в синем, вид сзади, и милом дилетантском портрете молодой особы в платье с высокой талией. Хилари Дэвидсон профессиональным глазом подмечает, что застежка на спине у первого из платьев была в 1804 году ультрамодной и что на приукрашенной версии более позднего портрета, который в конечном итоге оказался на английских десятифунтовых банкнотах, детали рукавов не соответствуют своему времени.
В переписке сестры обсуждают многое: как освежить шляпки с помощью новой ленты, разумный коричневый цвет для утренних дел, изящные белые муслиновые платья для летних каникул, смелые новые модели из журналов мод, которые, возможно, могли бы скопировать деревенские портнихи.
Рассказы об одежде и аксессуарах — от бальных платьев до носовых платков, украшений и шелковых шляпок, декорированных искусственными ренклодами, — сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице.
Возможно, это издание не самое существенное дополнение к списку трудов о ней, но книга станет приятной спутницей в дождливый полдень, и поклонники Джейн, готовые завязать ленточки на шляпах для променада по улицам Чоутона или Бата, наверняка будут довольны.