18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России
Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969.
Фото: Государственный центральный музей современной истории России
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Ностальгическая выставка ведет отсчет от 1920-х годов: ее нарратив сформирован воспоминаниями жителей столичного района Пресня. Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю»

Для культурных институций, находящихся не в самом центре города, хорошим тоном является работа с локальным контекстом и памятью. Так, в экспозицию Музея авангарда на Шаболовке включены артефакты, связанные с историей района и во многом собранные по местным домам, а на Левашовском хлебозаводе в Петербурге работает мемориальная инсталляция, которая увековечивает память жителей близлежащих улиц, умерших в блокаду. Следуя тому же принципу, грядущую выставку Центра «Зотов» решили посвятить истории Пресненского района Москвы.

Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне».  Автор: Рахманов Н.Н. После 2004. Фото: Музей Москвы
Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне». Автор: Рахманов Н.Н. После 2004.
Фото: Музей Москвы

«Зотов» занимает конструктивистское здание хлебозавода-автомата, что обусловило магистральную концепцию проходящих здесь выставок — все они так или иначе связаны с наследием конструктивизма. Для проекта о Пресне эпоха зарождения и расцвета этого направления, то есть 1920-е годы, станет точкой отсчета. Как пишут кураторы Алла Мировская и Анна Замрий, «столетняя история ощущается как недавняя, генетически связанная с сегодняшним днем, опосредованная живой семейной и поколенческой памятью».

«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов». Фото: Музей Москвы
«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов».
Фото: Музей Москвы

Именно воспоминания местных жителей, найденные благодаря проекту «Прожито», будут формировать нарратив выставки. В частности, прозвучат аудиозаписи с воспоминаниями Владимира Высоцкого, Веры Чаплиной — «лучшей ударницы московского зоопарка», которая, став писательницей, сочиняла рассказы о его обитателях, а также Людмилы Маяковской — старшей сестры поэта, работавшей художником по тканям на Трехгорной мануфактуре (покажут и ее личные вещи, и ткани производства мануфактуры). Биологический музей им. Тимирязева предоставил на выставку редкие экспонаты из своей коллекции, а архив одной из местных школ — простреленные каски участников Великой Отечественной войны. Не обойдется и без искусства: работы нонконформистов Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга (все они некогда выставлялись в залах легендарного Горкома графиков на Малой Грузинской) будут соседствовать с произведениями современных художников.

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей». Фото: Музей AZ
Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей».
Фото: Музей AZ

В том, что посетители любых возрастов получат незабываемый иммерсивный опыт, можно не сомневаться: за архитектуру отвечает художник, куратор и сценограф Алексей Трегубов (в его ярком портфолио — выставки «Игра с шедеврами» и «На языке правил и исключений» в Еврейском музее, а также «Русская сказка» в Третьяковке). «Это похоже на путешествие, когда ты надеваешь ботинки, закрываешь дверь и начинаешь продвигаться сквозь странное пространство, представляющее собой сплав деформированной архитектуры, разномасштабных объектов, всплывающих фрагментов памяти, — рассказывает он о том, что ждет зрителя. — В основу идеи пространства выставки лег исторический план района, пропущенный через фильтр моих воспоминаний и впечатлений об этих местах и получивший за счет этого новый, измененный поэтический образ».

Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961. Фото:   Музей Москвы
Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961.
Фото: Музей Москвы

Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю», а круглое здание бывшего хлебозавода выступит своеобразным калейдоскопом, в котором эти образы перемешаются.

Центр «Зотов»
«Пресня: выставка моей памяти»
25 ноября – 11 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+