На протяжении нескольких месяцев прохожие и автомобилисты, передвигающиеся по Нью-Йорк-авеню в Вашингтоне, могли видеть на фасаде реконструируемого здания крупную надпись розовым тюлем по белой сетке: «До тех пор, пока сменяются поколения, но наша борьба остается прежней, я буду феминисткой». Это произведение австрийской художницы Катарины Цибулки из серии Solange в числе прочих коннотаций напоминало о том, что здание принадлежит Национальному музею женщин в искусстве (NMWA) и что недалек тот день, когда музей снова откроется. Обещанное исполнилось в срок: церемония открытия состоялась 21 октября.
В день открытия обновленного Национального музея женщин в искусстве публике представили ряд выставок, специально подготовленных для этого момента. В той или иной мере они призваны отражать дальнейшую выставочную политику институции.
Проект под названием «Небо — это предел» (до 25 февраля 2024 года) посвящен современной скульптуре — разумеется, в исполнении женщин. Материалы, реди-мейды и «найденные объекты» для этих произведений, которые впервые показаны публике, использовались самые разнообразные: от алюминия до шерсти, от зонтов и расчесок до страусовых яиц. Среди авторов — Жоана Вашконселуш, Соня Кларк, Пета Койн, Элисон Саар и другие.
На выставке «Впечатляющее. Антуанетта Бузонне-Стелла» (до 20 октября 2024 года) демонстрируется серия из 25 репродукционных гравюр «Вступление императора Сигизмунда в Мантую» (1675), созданных французской художницей XVII века.
Выставка Remix: The Collection (до 21 октября 2025 года) — обновленная постоянная экспозиция музея, построенная по тематическому принципу и охватывающая искусство последних пяти столетий. Многие прозведения были приобретены музеем в тот период, когда здание находилось на реконструкции.
Видеопрограмма «В фокусе. Художницы за работой» (до 22 сентября 2024 года) представляет серию документальных фильмов, каждый из которых рассказывает об одной героине. Всего их восемь, все они подробно представлены в коллекции NMWA.
Проект «Держась за землю. Книги художника для Национального музея женщин в искусстве» (до 20 октября 2024 года) включает работы девяти современных художниц. Он служит своего рода эпиграфом к новому образовательному пространству.
Персональная выставка «Хунг Лю. Творя историю» (до 20 октября 2024 года) демонстрирует живопись известной китайско-американской художницы, скончавшейся в 2021 году. Пережив в юности «культурную революцию», в 1984 году она эмигрировала в США, где добилась признания. В основе ее работ — трансформация исторических фотографий.
В названии музея фигурирует слово «национальный», но это не государственная, а частная некоммерческая институция. Она была основана в 1981 году Вильгельминой и Уоллесом Холладей, владельцами крупной коллекции искусства, созданного женщинами. Спустя два года супруги приобрели здание бывшего масонского храма — сооружение неоренессансного стиля 1908 года постройки — в центре Вашингтона, неподалеку от Белого дома. В 1987-м после проведенной реконструкции здесь открылась премьерная экспозиция музея — «Американские художники-женщины. 1830–1930». Впрочем, коллекция NMWA никогда не ограничивалась рамками одной страны или континента, как и одним лишь историческим периодом. Сегодня в собрании музея представлены произведения более чем тысячи художниц, работавших в разных частях света и в хронологическом диапазоне от XVI до XXI века.
В свое время NMWA стал первым в мире гендерно ориентированным художественным музеем. Впоследствии идея была подхвачена и в других точках планеты, но по сию пору Музей женщин в искусстве оставался все же единственным учреждением такого рода в Вашингтоне. Хотя и этой монополии он вскоре может лишиться: Смитсоновский институт давно и активно работает над собственным проектом Музея истории американских женщин, который должен реализоваться тоже в столице США.
С учетом ли возможной будущей конкуренции или вне зависимости от нее, но еще во время пандемии коронавируса в NMWA задумались об обновлении здания и экспозиционного пространства. В августе 2021 года было объявлено о начале реконструкции — первой за время существования музея. Осуществление ее было доверено архитектурному бюро из Балтимора Sandra Vicchio & Associates. Свое понимание задачи руководитель бюро Сандра Виккьо сформулировала так: «Костяк здания вполне хорош, это величественное сооружение — вневременное и прекрасное. Его нужно только оживить, и это станет подготовкой музея к триумфальному будущему».
Деликатность подхода к реконструкции подразумевала и директор NMWA Сьюзан Фишер Стерлинг, говоря о том, что их цель состоит в том, чтобы «переосмыслить выставочные пространства, но без искажения исторического облика». Помимо бережного отношения к архитектурному наследию, в этом можно усмотреть и символический смысл: масоны не допускали в свои ряды женщин, а теперь в их храме процветает «женское царство».
Проектировщики из балтиморского бюро сумели, не выходя за изначальный периметр здания, увеличить выставочные площади музея на 20%. Залы были перепланированы и расширены для «облегчения потока посетителей и установления большего числа связей между произведениями искусства», как прокомментировала это Стерлинг. В частности, стены в интерьерах второго этажа сделаны подвижными, что дает возможность показывать художественные работы большого размера, которым в прежнем пространстве было бы слишком тесно. А еще этим стенам, равно как и потолкам, придали дополнительную прочность — на случай, если подвешенные или прикрепленные к ним экспонаты окажутся особенно тяжелыми. Как раз такой случай и выпал сейчас в связи с выставкой открытия «Небо — это предел».
Претерпело изменения и фойе: отсюда убрали несколько колонн. Оказалось, что они были установлены не в качестве несущих конструкций, а просто для красоты, как она понималась в начале ХХ века. Реконструированы помещения научной библиотеки, театра, сувенирного магазина и других общественных пространств. На верхних этажах появились новые образовательные пространства, что особенно вдохновляет директора музея. «Понимание искусства означает понимание того, как создаются произведения, и теперь возникает неразрывная связь между выставками, художественными мастерскими и образованием», — говорит Стерлинг. Кроме того, модернизирована техническая инфраструктура музея: климат-контроль, освещение, система безопасности и так далее. Несмотря на заявленную деликатность подхода (хотя возможно, что именно из-за нее), общий бюджет реконструкции NMWA оказался весьма значительным — $67,5 млн.
Постоянная экспозиция музея тоже претерпела существенные изменения. В частности, от хронологического подхода при показе решено было отказаться. «Хронология в конечном итоге становится врагом художников-женщин и цветных художников», — говорит главный куратор NMWA Кэтрин Уот, отмечая, что обычно работы таких авторов в силу исторических причин отодвигаются в самые дальние концы ретроспективных выставок — «когда у вас уже болят ноги и спина». Так что здесь за основу экспозиции теперь взят тематический принцип. Он реализован порой довольно затейливо, вплоть до акцентов на определенных колоритах. Добавим, что в постоянную экспозицию включены и произведения, которые были приобретены за время реконструкции, их до открытия музея еще никто не видел.