18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Токены на службе музея

Рафаэль, мастерская. «Венера и Адонис». Около 1520. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера и Адонис». Около 1520. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

На международном Форуме объединенных культур в Петербурге специалисты представили новый совместный проект Государственного Эрмитажа, платформы «Атомайз» и компании «Интеррос»

«Цифровое искусство» — первый в России проект по выпуску NFT (Non-Fungible Token), полностью соответствующих российскому законодательству, без участия зарубежных платформ и криптобирж. По мнению специалистов, благодаря такого рода высокотехнологичным проектам в области искусственного интеллекта музеи смогут находить средства на реставрацию шедевров из своих коллекций, привлекать к искусству новую, молодежную аудиторию, сохранять культурное наследие государства.

Дискуссия «Искусственный интеллект – угроза или благо для культуры» на Международном «Форуме объединенных культур». Фото: Международный «Форум объединенных культур»
Дискуссия «Искусственный интеллект – угроза или благо для культуры» на Международном «Форуме объединенных культур».
Фото: Международный «Форум объединенных культур»

В первый день работы международного Форума объединенных культур в малом атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа состоялась дискуссия «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры», в ходе которой был представлен проект «Цифровое искусство» — совместная инициатива Государственного Эрмитажа, компании «Интеррос» и платформы «Атомайз». В его основе лежит инновационный инструмент на базе гибридных цифровых прав (ГЦП), который позволяет аккумулировать средства на реставрацию музейных экспонатов.

Участники проекта рассказали, что в рамках этого проекта музей выпустил NFT трех отреставрированных фресок школы Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу». Реставрация фресок проходила с 2017 по 2020 год, а в 2023 году Эрмитаж выпустил серию токенов, каждый из которых содержит изображение фресок до и после выполненных работ, что позволяет сохранять произведения искусства в цифровом виде на всех этапах реставрации. Каждое изображение было разделено на фрагменты-токены, описание которых выставлено на платформе «Атомайз».

Страница сайта проекта «Цифровое искусство». Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»
Страница сайта проекта «Цифровое искусство».
Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»

«Идея проекта — мы фиксируем и представляем на продажу то, что делается во время реставрации, а наши замечательные партнеры „Интеррос“ и „Атомайз“ находят пути, как все это делать абсолютно легально, — рассказал в своем выступлении Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — Несколько лет назад мы пытались делать нечто подобное, но такой грамотно разработанной платформы, регулирующей область авторского права, тогда не было, и мы потеряли большую часть полученных средств. Теперь есть нормальная отечественная схема, соответствующая всем нормам российского законодательства, и все средства от реализации NFT мы сможем направлять на дальнейшую реставрацию. Кстати, процесс уже идет довольно успешно, свободных токенов осталось не так уж много».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский во время панельной дискуссии "Искусственный интеллект: угроза или благо для культуры" в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума - Форума объединенных культур в Главном штабе Эрмитажа. Фото: Виктория Виатрис/фотохост-агентство ТАСС/TASS
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский во время панельной дискуссии "Искусственный интеллект: угроза или благо для культуры" в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума - Форума объединенных культур в Главном штабе Эрмитажа.
Фото: Виктория Виатрис/фотохост-агентство ТАСС/TASS

Государственный Эрмитаж — первый российский музей, предложивший любителям искусства серию NFT, сделанных с шедевров мировой живописи, хранящихся в его фондах. В 2021 году музей выпустил лимитированную серию NFT, для чего были сделаны копии с картин «Куст сирени» Винсента ван Гога, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне, «Композиция VI» Василия Кандинского и некоторых других. Тогда было создано по два экземпляра NFT — один оставался в музее, другой был представлен на маркетплейсе Binance, организовавшем аукцион. Из-за несовершенства платежной системы два года назад Эрмитаж не получил все средства, на которые рассчитывал. Сейчас совместно с партнерами музей решил повторить попытку. Но некоторые специалисты относятся к этому скептически.

«Мне кажется, что в 2023 году странно говорить об актуальности NFT в искусстве, — считает Армен Апресян, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. — В 2021 году действительно был небывалый всплеск интереса к этой теме, настоящий рыночный бум. Но уже осенью 2022-го появились статистические данные, показывающие существенное снижение интереса. Проблем у NFT много — юридических, эстетических, этических. Возможно, главная — это „нематериальность“ такого искусства».

Рафаэль, мастерская. «Венера и Амур на дельфинах». Около 1520. В процессе реставрации. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера и Амур на дельфинах». Около 1520. В процессе реставрации. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Авторы проекта «Цифровое искусство» уверены, что проблемы закрепления и передачи прав интеллектуальной собственности им удалось успешно разрешить. По словам Алевтины Камельковой, генерального директора ООО «Цифровое наследие», основателя и управляющего партнера Findustrial Consulting Group, «Атомайз» была первой в стране платформой для выпуска и обращения цифровых активов (токенов), которой Банк России выдал соответствующую лицензию.

«Благодаря этому у нас появилась возможность в регулируемой среде с использованием технологии блокчейн выпускать токен, в котором заложено право интеллектуальной собственности на изображение, — рассказала Алевтина Камелькова. — Наше законодательство в цифровой сфере позволяет закрепить в ЦФА (цифровые финансовые активы. — TANR) как чисто финансовые права, так и права на интеллектуальную собственность в различных формах — право на изображение, на воспроизведение и так далее. Что и позволило нам запустить проект с Эрмитажем».

Рафаэль, мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Около 1520. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Около 1520. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Как рассказала Алевтина Камелькова, изображение каждой фрески было разделено на сегменты, каждый токен содержит ссылку на уникальный видеоролик, фиксирующий первоначальный вид сегмента фрески, все этапы реставрации, то, как фреска выглядит по окончании работы, и то, как произведение было разделено на сегменты-токены. В каждый токен встроены и исключительные права.

По мнению представителей платформы «Атомайз», она создана не только как финтех для привлечения инвестиций в финансовом мире (ее основное предназначение — размещение финансовых инструментов), но и в том числе для организации проектов по сохранению культурного наследия для всех музеев. Проект с Государственным Эрмитажем — флагманский.

Страница сайта проекта «Цифровое искусство». Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»
Страница сайта проекта «Цифровое искусство».
Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»

«Если быть совсем точным — это такой продвинутый способ сбора пожертвований на реставрацию в данном конкретном случае, привлечения большого количества любителей искусства возможностями новых технологий, — поясняет Алевтина Камелькова. — Я сама купила себе один токен, и мне понравился такой современный и нетривиальный способ поддержать реставрационную деятельность известного музея. Это своего рода демократизация искусства, приближение высокого искусства к конкретному человеку. Здесь есть и игровой момент: покупка такого токена — почти опыт перформанса. Это такое же вовлечение в искусство, что в конечном итоге и является главной целью нашего проекта».

Сейчас, как планируют авторы проекта «Цифровое искусство», с помощью продажи NFT-объектов им удастся собрать средства на реставрацию картины Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», хранящуюся в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+