18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину из запасника Хэмптон-Корта атрибутировали Артемизии Джентилески

В ходе реставрации был проведен в том числе анализ красочных пигментов, использованных при работе над полотном. Его результаты стали важными аргументами в пользу того, чтобы окончательно подтвердить авторство Артемизии Джентилески. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
В ходе реставрации был проведен в том числе анализ красочных пигментов, использованных при работе над полотном. Его результаты стали важными аргументами в пользу того, чтобы окончательно подтвердить авторство Артемизии Джентилески.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Изучение записей и анализ художественных материалов позволили проследить всю историю полотна «Сусанна и старцы». Эта информация особенно важна в связи с тем, что художница работала над картиной в Лондоне в одиночку, без участия ассистентов

Кураторы британской Королевской коллекции атрибутировали картину XVII века Артемизии Джентилески (1596–1653), тем самым расширив исторический канон знаменитой итальянской художницы. Судя по всему, «Сусанна и старцы» была написана по заказу Генриетты-Марии, супруги короля Карла I, правившего с 1625 по 1649 год. Таким образом проливается дополнительный свет на деятельность Артемизии в Лондоне в 1630-е годы.

«Проведенное исследование позволило связать описание „Сусанны и старцев“ с картиной, которая более 100 лет хранилась в запаснике дворца Хэмптон-Корт как „произведение французской школы“ и находилась в очень плохом состоянии. На оборотной стороне холста в ходе реставрации была обнаружена отметка „CR“ (Carolus Rex), подтвердившая, что картина входила в собрание Карла I», — говорится в пресс-релизе Королевской коллекции.

Произведение обнаружили кураторы Фонда Королевской коллекции в рамках исследовательского проекта под руководством Нико Манца, посвященного поиску картин, которые оказались в разных уголках Европы после казни Карла I в 1649 году.

Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы».
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

«Один из интересных аспектов истории этой картины связан с тем, что она, по-видимому, была написана по заказу королевы Генриетты-Марии для ее покоев, обновленных в ожидании рождения наследника. Сначала „Сусанна“ висела над новым камином, который, вероятно, был установлен тогда же и украшен монограммой Генриетты-Марии HMR (Henrietta Maria Regina). Это была именно картина королевы», — приводятся слова Манца в пресс-релизе.

Вскоре после реставрации монархии в 1660 году полотно вернули Карлу II. Позднее его повесили над камином в Сомерсет-Хаусе, затем перевезли в Кенсингтонский дворец, а потом в резиденцию Генриха VIII в Хэмптон-Корте, в описи которого за 1862 год упоминается, что она находится «в плохом состоянии».

Шейла Баркер, эксперт по творчеству Караваджо и исполнительный директор филадельфийской школы Studio Incamminati, констатирует: «Это совершенно неопровержимая атрибуция. Помимо стилистического анализа, Нико Манц и кураторы Королевской коллекции изучили ряд источников разного типа, в том числе описи, записи о провенансе и знак коллекционера на картине. Они даже провели анализ материалов, обнаруживший, что на картине присутствует антимонат свинца („неаполитанская желтая“), один из любимых пигментов Артемизии».

Рентгенография (слева) и инфракрасная рефлектография (справа) выявили изменения, внесенные Артемизией в композицию. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Рентгенография (слева) и инфракрасная рефлектография (справа) выявили изменения, внесенные Артемизией в композицию.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

Баркер полагает, что это настоящий прорыв, причем по нескольким причинам. «Во-первых, нам известно, что картина наверняка создавалась в 1639 году и была закончена не позднее начала 1640 года, когда художница уехала из Англии. Такой узкий временной промежуток чрезвычайно важен, поскольку лишь очень немногие работы Джентилески датируются хоть с какой-то точностью. Во-вторых, поскольку художница приехала в Англию одна, в создании лондонских картин не принимали участие ни ее ассистенты, ни другие соавторы, что дает нам более четкое представление о ее персональном стиле. Это делает „Сусанну“ из Королевской коллекции важным ориентиром».

«Самый характерный для Джентилески элемент „Сусанны“ из Хэмптон-Корта — это лицо героини, напоминающее ее „Автопортрет в образе лютнистки“ (1615–1617) и „Автопортрет в образе Екатерины Александрийской“ того же времени», — поясняет ливанский искусствовед Грегори Бучакджан. По его мнению, прибавление этой «Сусанны» к корпусу работ Артемизии дает новый материал для изучения и мужских фигур в ее творчестве, более неоднородных и зачастую выполненных ее соавторами.

Полотно «Сусанна и старцы» включено во временную экспозицию в королевской гостиной в Виндзорском замке. Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023
Полотно «Сусанна и старцы» включено во временную экспозицию в королевской гостиной в Виндзорском замке.
Фото: Royal Collection Trust / His Majesty King Charles III 2023

Это полотно включено сейчас во временную экспозицию в гостиной в Виндзорском замке вместе с «Автопортретом в образе аллегории живописи» (1638–1639), также кисти Артемизии, и картиной «Иосиф и жена Потифара» (около 1630–1632) ее отца Орацио Джентилески.

Новая атрибуция отражает всплеск интереса к художнице XVII века со стороны как институций, так и коммерческого сектора. В прошлом году организаторы выставки, посвященной неаполитанскому периоду Джентилески, атрибутировали ей еще четыре работы, что послужило очередным поводом для дискуссии о ее творческом методе. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+