18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Крепость Орешек в свете совокупных знаний о ней

Вид на Крепость Орешек. Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
Вид на Крепость Орешек.
Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Вышел из печати первый исторический путеводитель по крепости Орешек, больше известной под именем Шлиссельбургской. За 700 лет ее истории здесь многое происходило, и целый ряд материальных объектов был этому свидетелем

Издание это приурочено к 700-летию крепости, одной из старейших на Северо-Западе России. В книге две основные части: подробный хронологический очерк и обзор архитектурно-исторических объектов, сохранившихся на одноименном острове у истока Невы. Авторы-составители путеводителя сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Дьякова и Сергей Орлов предлагают читателям рассказ о строительстве Орешка в XIV–XVIII веках, его военной истории, тюремном периоде крепости, об обороне острова в годы Великой Отечественной войны и музейном этапе его жизни.

Как рассказала нашему изданию Юлия Дьякова, старший научный сотрудник филиала «Крепость Орешек», все иллюстрации в издании подробно аннотированы. «Здесь много планов, чертежей, рисунков, гравюр, фотографий. Большая их часть — из фондов нашего музея, но многое мы получили из архивов и библиотек не только нашей страны, но и в том числе из Национального архива Швеции. Некоторые изображения публикуются впервые. Например, чертежи башен к проектам реконструкции, а также рисунки известного петербургского архитектора Бориса Костыгова».

«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.
«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.

Исторический очерк разбит на главы по основным периодам, начиная с первого упоминания об Орешке в 1323 году в связи с подписанием между Новгородом и Швецией мирного договора, названного Ореховецким миром. Рассказано здесь и о взятии крепости в 1612 году шведами, и о возвращении ее под власть России в ходе Северной войны, и о переименовании в Шлиссельбург (в переводе с немецкого — «ключ-город»). Отдельная глава посвящена узникам знаменитой каторжной тюрьмы, главным образом политической: Марии Алексеевне, сестре Петра I, его вдове Евдокии Лопухиной, царевичу Иоанну VI, декабристам, анархистам, народовольцам, многих из которых там же и казнили, как, например, Александра Ульянова, брата будущего вождя мирового пролетариата. Одна из глав повествует об обороне крепости в ходе Великой Отечественной: на протяжении 500 дней небольшой гарнизон не позволял противнику замкнуть в этом месте кольцо блокады.

Вторая часть путеводителя рассказывает об архитектурно-исторических памятниках Орешка-Шлиссельбурга. На территории крепости сохранились постройки XIV–XX веков, она включена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В 1970-е годы на острове проводились основательные археологические раскопки — их результаты здесь тоже подробно описаны. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+