18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Крепость Орешек в свете совокупных знаний о ней

Вид на Крепость Орешек. Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
Вид на Крепость Орешек.
Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Вышел из печати первый исторический путеводитель по крепости Орешек, больше известной под именем Шлиссельбургской. За 700 лет ее истории здесь многое происходило, и целый ряд материальных объектов был этому свидетелем

Издание это приурочено к 700-летию крепости, одной из старейших на Северо-Западе России. В книге две основные части: подробный хронологический очерк и обзор архитектурно-исторических объектов, сохранившихся на одноименном острове у истока Невы. Авторы-составители путеводителя сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Дьякова и Сергей Орлов предлагают читателям рассказ о строительстве Орешка в XIV–XVIII веках, его военной истории, тюремном периоде крепости, об обороне острова в годы Великой Отечественной войны и музейном этапе его жизни.

Как рассказала нашему изданию Юлия Дьякова, старший научный сотрудник филиала «Крепость Орешек», все иллюстрации в издании подробно аннотированы. «Здесь много планов, чертежей, рисунков, гравюр, фотографий. Большая их часть — из фондов нашего музея, но многое мы получили из архивов и библиотек не только нашей страны, но и в том числе из Национального архива Швеции. Некоторые изображения публикуются впервые. Например, чертежи башен к проектам реконструкции, а также рисунки известного петербургского архитектора Бориса Костыгова».

«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.
«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.

Исторический очерк разбит на главы по основным периодам, начиная с первого упоминания об Орешке в 1323 году в связи с подписанием между Новгородом и Швецией мирного договора, названного Ореховецким миром. Рассказано здесь и о взятии крепости в 1612 году шведами, и о возвращении ее под власть России в ходе Северной войны, и о переименовании в Шлиссельбург (в переводе с немецкого — «ключ-город»). Отдельная глава посвящена узникам знаменитой каторжной тюрьмы, главным образом политической: Марии Алексеевне, сестре Петра I, его вдове Евдокии Лопухиной, царевичу Иоанну VI, декабристам, анархистам, народовольцам, многих из которых там же и казнили, как, например, Александра Ульянова, брата будущего вождя мирового пролетариата. Одна из глав повествует об обороне крепости в ходе Великой Отечественной: на протяжении 500 дней небольшой гарнизон не позволял противнику замкнуть в этом месте кольцо блокады.

Вторая часть путеводителя рассказывает об архитектурно-исторических памятниках Орешка-Шлиссельбурга. На территории крепости сохранились постройки XIV–XX веков, она включена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В 1970-е годы на острове проводились основательные археологические раскопки — их результаты здесь тоже подробно описаны. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+