Объект культурного наследия федерального значения, бывшая англиканская церковь, перестроенная по проекту Джакомо Кваренги (1744–1817), впервые в своей истории переживает комплексные ремонтно-реставрационные работы. Первый этап должен быть завершен к концу этого года, полное их окончание планируется в конце следующего. Заказчиком реставрации выступает Санкт-Петербургский государственный Музыкальный театр имени Ф.И.Шаляпина (бывший Мюзик-Холл), генеральный подрядчик — ООО «ПСБ „Жилстрой“».
Как рассказала нашему изданию Юлия Стрижак, директор Музыкального театра имени Ф.И.Шаляпина, которому в 2016 году здание на Английской набережной было передано в оперативное управление, начало работ затянулось, главным образом из-за согласований проекта в Госэкспертизе. Хотя разрешение было получено еще осенью прошлого года и подрядчик приступил к исполнению, потребовались дополнительные работы, из-за чего пришлось вносить изменения в проект и заново его утверждать. К лету 2023 года обновленная документация прошла историко-культурную экспертизу. «Сейчас выполнены основные работы по усилению перекрытий и несущих конструкций, — сообщила Юлия Стрижак. — Очень надеемся, что в следующем году приступим к установке знаменитого органа и великолепных витражных окон».
Первым владельцем этого участка земли на Английской набережной стал в начале XVIII века граф Борис Шереметев, генерал-фельдмаршал, сподвижник Петра I. Он построил здесь дом, но его семья в нем практически не жила. Наследники графа сдали дом и землю в аренду английским купцам. С середины XVIII столетия в доме проходили богослужения, а с 1761 года, когда его приобрел британский консул Роберт Нетлетон, здание на Английской набережной стало использоваться только как церковное. В начале XIX века его кардинально перестроили в классическом стиле по проекту Кваренги. Но уже в 1870-х годах гражданский архитектор Федор Болтенгаген снова перестроил здание. Он сохранил архитектурно-планировочное решение Кваренги, однако заметно изменил окна на центральном фасаде: первоначально было два ряда маленьких окон — теперь же появился один ряд больших.
Вскоре для этих окон в Англии фирмой Heaton, Butler & Bayne были изготовлены огромные витражи. И тогда же в главном церковном зале был установлен орган работы знаменитой английской компании Brindley & Foster. Интерьеры приобрели завершенный вид: колонны и пилястры из искусственного мрамора, масляная живопись на стенах и потолке, витражи, орган и, на противоположной от алтаря стене, копия полотна Питера Пауля Рубенса «Снятие с креста» (оригинал находится в Эрмитаже).
Церковь закрыли в 1919 году. После Великой Отечественной войны здание много лет занимало Городское экскурсионное бюро, потом его передали консерватории. С 2016 года за дальнейшую судьбу бывшего храма отвечает Музыкальный театр имени Ф.И.Шаляпина.
По словам Юлии Стрижак, сначала администрация театра решила уточнить, не имеет ли Англиканская церковь видов на это здание, обладающее статусом не только объекта культурного наследия, но и культового сооружения. Через тогдашнего генерального консула Великобритании пришел ответ от главы Англиканской церкви, королевы Елизаветы II: никаких планов по его возвращению нет. В ожидании утверждения проекта театр пригласил для консультации о судьбе органа одного из самых авторитетных экспертов в этой области — Уильяма Маквикера, председателя Ассоциации независимых органных экспертов Великобритании. Он подтвердил ценность органа, реставрацию которого удалось включить в общий проект.
Инструмент из бывшей англиканской церкви — сегодня единственный английский орган романтического типа (то есть способный давать эффект оркестрового звучания), сохранившийся в России. В 1877 году его, специально для Петербурга, создала знаменитая фирма из Шеффилда Brindley & Foster. Орган имеет 23 регистра. Самая маленькая труба — несколько миллиметров, самая длинная — несколько метров. Для нагнетания воздуха использован редкий механизм: воздух нагнетался вручную, специально приставленный человек крутил колесо, которое раздувало меха.
В 1919 году орган замолчал, и с тех пор на нем ни разу не играли. По оценкам специалистов, почти 15% труб утрачено, часть механических деталей сломана, всего сохранилось около 70% подлинных элементов. К реставрации органа привлечены Даниэль Зарецкий, заведующий кафедрой органа и клавесина Петербургской консерватории, и известный органный мастер и настройщик Сергей Горохолинский из Карелии. Было принято решение оставить исторический механизм, но изготовить к нему дополнительно электромотор — чтобы во время концертов механически нагнетать воздух в меха.
По словам Антона Павлова, представителя генерального подрядчика и руководителя проекта, здание находилось в почти аварийном состоянии: все перекрытия пришли в негодность, в некоторых местах они отсутствовали, — и первой задачей было укрепление всего строения. «Прежде чем приступить к реставрации и другим работам, нужно было укрепить перекрытия, — говорит Антон Павлов. — Уже сделано максимальное усиление всех межэтажных перекрытий, стен, полов. Это позволило нам установить в главном зале леса, с которых мы начали частичное укрепление потолка, и даже приступили к реставрации».
Сейчас почти на 40% отреставрированы колонны из искусственного мрамора. На укрепленных фрагментах потолка мастера приступили к реставрации масляной живописи. Завершается воссоздание витражей. Всего их насчитывается 15, из них 13 уже готовы, еще на двух работы будут закончены вскоре. «Мы расчистили витражи от всех возможных загрязнений (они же стояли на полу, ничем не укрытые), — объясняет Наталья Южакова, реставратор, генеральный директор Студии Южаковой, выполняющей эти работы. — Потом проклеили все трещины, укрепили их, утраты и сколы восполнили в современных материалах».
Продолжаются работы по реставрации органа и живописного полотна. В Музыкальном театре имени Ф.И.Шаляпина надеются, что весной 2025 года они смогут открыть двери своего нового концертного зала для первых слушателей.