Световые и теневые проекции, неоновая графика, специальное архитектурное освещение внешних и дворовых фасадов Михайловского замка и прилегающих к нему аллей и газонов не только подчеркнули архитектурно-планировочные особенности этого места, но и заставили вспомнить многочисленные исторические и культурные события, связанные с ним.
Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» стала результатом многомесячной работы творческой лаборатории многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Почти два десятка студентов из разных вузов под руководством кураторов различных профилей — художников, архитекторов, урбанистов, дизайнеров и программистов — работали над концепцией и реализацией проекта с начала лета этого года.
Они изучили замок изнутри и снаружи, при солнечном свете и в сумерках. Познакомились с деятельностью его реставрационной мастерской и Центра мультимедиа Государственного Русского музея и проанализировали способы взаимодействия посетителей с пространством замка и территорией вокруг него.
Участники лаборатории выстроили диалог архитектуры и литературы, света и звука, реальных фактов и легенд, окутывающих это место. Они узнали и прочувствовали историю Михайловского замка, ставшего центральным героем аудиовизуального представления.
Для некоторых из студентов участие в проекте обернулось первой ступенью в карьере. Например, старшекурсник Арсений Тимофеев рассказал, что получил серьезный профессиональный опыт и практику работы в команде. «Этот и другие проекты в лабораториях, организованных Газпромом, позволили многим студентам, в том числе мне, взаимодействовать с разными специалистами из разных областей, — пояснил он. — Нам повезло, что с нами работали прекрасные кураторы: архитекторы, дизайнеры, урбанисты — лучшие специалисты в своих областях. Благодаря участию в проекте „Друзья Петербурга“ я теперь сотрудник медиацентра Русского музея».
Итог работы лаборатории был представлен во время второго фестиваля «Друзья Петербурга», состоявшегося в городе этой осенью. Открывая аудиовизуальную инсталляцию у стен замка, который сейчас является одним из зданий Русского музея, Елена Давыдова, начальник управления департамента ПАО «Газпром», пояснила: «Мы приложили немало усилий, чтобы этот проект состоялся, и надеемся, что он запомнится и будет ярким городским событием. И для нас особой гордостью и ответственностью стало то, что Русский музей, один из наших самых верных и надежных партнеров, доверил нам пространство Михайловского замка».
Название проекта «Я — тень от чьей-то тени» — это строки стихотворения Марины Цветаевой, написанного ею в 1914 году. И все аудиовизуальное представление воспринимается как аллегория преломления в первую очередь литературных и исторических смыслов, связанных с Михайловским замком.
По замыслу авторов действующими лицами и исполнителями этого светозвукового спектакля стали памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли (отца знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли), стоящий перед главными воротами, фасады со светящимися теплым светом окнами спальни Павла I, убитого здесь заговорщиками, и окружающий замок ландшафт. Однако в целом это проект не про Павла, не про его жизнь или смерть и даже не про Михайловский замок — он про людей и их истории, про то, как правда переплетается с вымыслом, как простое оказывается сложным, как человек ищет и находит для себя смысл в огромном пространстве Вселенной.
Все сеансы аудиовизуальной инсталляции проходили в вечернее время, когда на улице темнело и начиналась игра света и тени. На это необычное представление зрители могли попасть на протяжении трех вечеров. Первое, что видели входившие в темноте в ведущую к замку Кленовую аллею, — это гигантская тень, которую памятник Петру I отбрасывал на его южный фасад. Тень от конной статуи императора как будто парила над зданием и деревьями, резко контрастируя с пронзительно-белыми стенами. Сам памятник оставался во мраке.
Деревья и кусты по сторонам центрального газона тоже играли роль в этом спектакле. Световой объект в виде букв «Прошлое отбрасывает длинные тени» на газоне отсылал к логоцентричности русской культуры и задавал сразу две линии развития повествования: осмысление истории и ее ключевых фигур и осознание самого себя как участника этой истории.
С одной стороны центрального газона на дорожках и листве световыми приборами высвечивались цитаты из произведений Анны Ахматовой, Николая Лескова, Льва Толстого и других классиков русской литературы. С другой — фразы, сконструированные нейросетью. Например, то, что мог бы сказать Лев Толстой о Михайловском замке. И даже на постаменте памятника с одного бока светились строки из стихотворения Марины Цветаевой, а с другого — фраза, сгенерированная искусственным интеллектом.
Во внутреннем дворе проходило отдельное действо. Стены знаменитого восьмиугольного двора начинали светиться, высоко над головами как будто из воздуха возникала молния (скульптура работы Александра Кита) и звучала драматическая мини-оратория композитора Олега Гудачева на тексты Анны Ахматовой, Николая Гоголя, Дмитрия Мережковского, Александра Пушкина и других писателей и поэтов. Оратория постепенно затихала, но через несколько минут раздавалась вновь.
На темно-красном западном фасаде в окружающей ночной темноте гости и жители Петербурга могли видеть два светящихся окна бывшей спальни императора Павла — это тоже было частью инсталляции.
Михайловский замок выбран не случайно: это знаковое место в центре Петербурга, с ним связаны громкие исторические события, он упоминается во многих литературных произведениях. В том числе в повести Лескова «Привидение в Инженерном замке», которая начинается рассказом о живущих здесь призраках: «Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда». Для авторов светозвукового спектакля первичные смыслы, в том числе история убийства царя, послужили отправной точкой в формировании композиции и сюжета, но этим они не исчерпывались. Так и замок — авторы не только увидели его как архитектурную форму, но и постарались проявить ее содержание и трансформацию. Император Павел всю жизнь жил в тени — в тени матери, в тени великого прадеда. И мы все, попадая в Петербург, оказываемся под тенью Петра. Так проект получил сложную, многослойную структуру.
Реклама
ПАО «Газпром»
ИНН 7736050003
LjN8KUqws