18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому

Марина Абрамович на своей выставке в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Марина Абрамович на своей выставке в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?

Суперзвезда современной арт-сцены, «бабушка перформанса», Марина Абрамович (р. 1946) за последнее десятилетие достигла культового статуса. Кульминацией ее карьеры можно назвать открывшуюся ретроспективу в Королевской академии художеств в Лондоне — впервые за 255 лет женщина удостоилась здесь персональной выставки в главной галерее.

Однако рынок работ Марины Абрамович совсем не достиг таких высот; так, по данным Art Market Research, только шесть ее произведений ушли на аукционах за внушительные суммы, более £50 тыс. И сюрприза тут нет. Во-первых, творчество художников-женщин недооценивалось на протяжении всей истории искусства. Во-вторых, Абрамович известна перформансами (актами искусства, намеренно ограниченными во времени и пространстве), той практикой, что угасла несколько десятилетий назад. «В конце 1970-х перформансы уже утратили популярность... Галереи их не продавали, а музеи не показывали. На художников давили, чтобы они создавали картины и другие осязаемые произведения искусства», — признается сама Абрамович в подкасте The Art Newspaper.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Ее работы нелегко классифицировать; есть и фотоархивы, и видео, и реконструкции перформансов. А еще — скульп­тура, которую Абрамович начала создавать в конце 1980-х годов. Это ее «временные объекты» — вещи, требующие участия зрителя при физическом отсутствии художницы. Представлены и работы, которые она создавала вместе с Улаем, ее бывшим возлюбленным и соавтором. В целом же творчество Марины Абрамович калейдоскопично. Например, она могла выставить на продажу глиняную подушку, а затем серию фотографий и железный стул — и все это в течение двух лет.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Аукционный рекорд на ее работы был установлен в 2020 году, когда «Жизнь» (2018–2019), 19-минутная видеоинсталляция, ушла на Christie’s за £287,5 тыс. при эстимейте £400–800 тыс. (продавалось устройство виртуальной реальности с голограммой Абрамович в красном платье). При этом только создание арт-объекта обошлось в £1 млн! Такая цена лишний раз напоминает о том, что арт-рынок тяжело принимает инновации (тогда работа «смешанной реальности» впервые попала на классический аукцион). Творение, подписанное непосредственно Абрамович и разработчиком Тоддом Эккертом, теперь принадлежит Фонду Фауршу в Нью-Йорке.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Поворотным для рынка работ художницы стал 2010 год, как указывает Клаус Робенхаген, директор Lisson Gallery. Именно тогда состоялась знаменитая ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника» в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. По восемь часов в день в течение трех месяцев художница сидела за столом, молча выдерживая по несколько минут взгляд каждого посетителя, занимавшего стул напротив нее. Тысячи желающих посмотреть Абрамович в глаза стояли в многочасовой очереди. В том же году работы художницы стала представлять Lisson Gallery. «Абрамович прошла путь от важной фигуры в искусстве перформанса до, возможно, самой известной и именитой художницы своего времени, — говорит Робенхаген. — На рынке ее произведений произошел серьезный сдвиг; она стала делать большие фотоработы, которые начали продаваться за хорошие деньги». Он отмечает, что, например, в отличие от такого мастера перформанса, как Тино Сегал, который продает устные инструкции к своим работам, Абрамович пошла другим путем. «Марина предпочитает сохранять право собственности на свои перформансы, — рассказывает он. — Музеи и галереи могут временно показывать их, но только с ее разрешения». Что касается судьбы ее творческого наследия, то, как утверждает Робенхаген, определять, как перформансы должны воссоздаваться в будущем, уполномочен Институт Абрамович. Что важно, каталог-резоне художницы не составлен.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Пока коллекционеры могут приобрести фото- или видеосъемку работ; ранние перформансы ценятся больше всего. Цена на кадры, где запечатлены самые известные выступления Абрамович, варьируется от $30 тыс. до $100 тыс. Фотографии «Балканского барокко» (1997), получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, когда художница, сидя на груде сырых коровьих костей, маниакально чистила каждую с помощью щетки и воды, разошлись за суммы от $21,59 тыс. до $44,121 тыс.

Цены на первичном рынке у более поздних работ Абрамович намного выше. В 2021 году Lisson Gallery организовала две ее выставки. На одной показали съемку спектакля «Семь смертей Марии Каллас», в котором Абрамович переживает смерть семи героинь известных опер — обычно от рук мужчины, которого играет голливудский актер Уиллем Дефо. Стоимость записи, существующей в пяти экземплярах, начинается от €250 тыс. На второй выставке были семь алебастровых скульптур, связанных со сценами смерти. Цены — от €250 тыс. до €400 тыс. Помимо Lisson, работы Абрамович также представлены у Sean Kelly в Нью-Йорке, она сотрудничает с Luciana Brito Galeria в Сан-Паулу, Lia Rumma в Милане, венской галереей Krinzinger и Brandstrup в Осло.

Марина Абрамович. «Течение». 2017. Видео, 1 ч 35 мин. Фото: Marina Abramović
Марина Абрамович. «Течение». 2017. Видео, 1 ч 35 мин.
Фото: Marina Abramović

Марина Абрамович входит в моду у нового поколения коллекционеров. На нее обратили внимание частные музеи и меценаты в Китае и Бразилии. Много поклонников творчества Абрамович в Европе и США. Так, ее поддерживают Музей современного искусства «Луизиана» в Дании, музеи современного искусства Амстердама, Нью-Йорка и Сан-Франциско. В Тейт в Лондоне хранится всего одна работа Абрамович — вариант знаменитого «Ритма 0» (1974). Это стол, на котором разложено 69 предметов, оставшихся от душераздирающего перформанса, когда зрителям разрешили делать с художницей все, что они захотят. Другой вариант работы был продан на Sotheby’s в марте 2022 года за £52,92 тыс.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Немецкий коллекционер Юлия Стошек купила свою первую работу Абрамович в 2004 году. Сегодня ей принадлежит 33 ее видео и фотографии — с 1975 по 2001 год. «Собирая лучшие образцы искусства медиа и перформанса, просто нельзя проигнорировать творчество Марины, которая остается пионером в этой области», — считает она. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+