18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дом купца Масягина встраивается в новую жизнь

Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений. Фото: Vos’hod
Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений.
Фото: Vos’hod
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Близится к концу реставрация деревянного особняка, построенного после пожара 1812 года и оказавшегося теперь на территории жилого комплекса в Замоскворечье. Бревенчатое строение в центре мегаполиса пришлось пересобрать: часть венцов требовали замены

Этой осенью деревянный особняк, построенный в Старомонетном переулке два века назад, освободился от лесов. Фоном для него стали неоклассические фасады комплекса брендированных резиденций, который возводит напротив Третьяковской галереи девелоперская компания Vos’hod.

Особняк Масягина — классический купеческий дом: деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, с поперечным мезонином и дворовой галереей. Его построил для себя купец третьей гильдии Сыромятной слободы Иван Масягин; после него тут были и другие владельцы. Около 100 лет дом простоял в первозданном виде, в 1925 году его разделили на две квартиры. Какое-то время конюшни особняка использовали как гараж для ведомственных машин. Потом несколько десятилетий дом был в запущенном состоянии и постепенно разрушался. Девелоперской компании Vos’hod особняк достался в плачевном виде: строение стояло без крыши, одни бревна сгнили, а в других завелись вредители, из-за чего покосились стены, многие деревянные элементы были полностью утрачены.

Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Дерево — это материал, который быстро стареет. Влага, грибки, жучки — все это его уничтожает. Особенно при неподобающей эксплуатации здания (например, если не ремонтируется кровля). Со временем в древесине хвойников, из которых у нас строят — сосны, ели, смола разрушается, перестает их защищать. Вода и кислород делают свое дело — дерево начинает гнить, — говорит Дмитрий Гулич, генеральный директор компании «Экобау», которой было поручено восстановить здание. — В нашем случае дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка».

Мастера «Экобау» максимально укрепили пригодные к дальнейшему использованию элементы. Сделали обмеры и зафиксировали венцы (бревна), которые можно было использовать, пронумеровали снизу доверху каждое уцелевшее бревно и аккуратно разобрали. Под контролем Департамента культурного наследия города Москвы бревна были вывезены в мастерские, отреставрированы и возвращены на исходное место для сборки.

Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Замена венцов — это нормальная практика при эксплуатации деревянного здания. В деревнях регулярно раз в 50–100 лет нижние венцы у домов меняют, — поясняет Дмитрий Гулич. — Для замены венцов нам был нужен хороший, нестандартный лес, поэтому логично было перевезти разобранный особняк в мастерские „Экобау“. Мы под размер сохранившихся бревен подбирали новые, той же породы древесины. Точно так же тесали с одной стороны или с двух. Собрали, сруб простоял год, подсох, мы обработали его специальными составами, чтобы не чернел и не гнил, так же пронумеровали и перевезли обратно».

Сейчас работы над интерьером и экстерьером здания продолжаются. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+