18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом купца Масягина встраивается в новую жизнь

Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений. Фото: Vos’hod
Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений.
Фото: Vos’hod
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Близится к концу реставрация деревянного особняка, построенного после пожара 1812 года и оказавшегося теперь на территории жилого комплекса в Замоскворечье. Бревенчатое строение в центре мегаполиса пришлось пересобрать: часть венцов требовали замены

Этой осенью деревянный особняк, построенный в Старомонетном переулке два века назад, освободился от лесов. Фоном для него стали неоклассические фасады комплекса брендированных резиденций, который возводит напротив Третьяковской галереи девелоперская компания Vos’hod.

Особняк Масягина — классический купеческий дом: деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, с поперечным мезонином и дворовой галереей. Его построил для себя купец третьей гильдии Сыромятной слободы Иван Масягин; после него тут были и другие владельцы. Около 100 лет дом простоял в первозданном виде, в 1925 году его разделили на две квартиры. Какое-то время конюшни особняка использовали как гараж для ведомственных машин. Потом несколько десятилетий дом был в запущенном состоянии и постепенно разрушался. Девелоперской компании Vos’hod особняк достался в плачевном виде: строение стояло без крыши, одни бревна сгнили, а в других завелись вредители, из-за чего покосились стены, многие деревянные элементы были полностью утрачены.

Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Дерево — это материал, который быстро стареет. Влага, грибки, жучки — все это его уничтожает. Особенно при неподобающей эксплуатации здания (например, если не ремонтируется кровля). Со временем в древесине хвойников, из которых у нас строят — сосны, ели, смола разрушается, перестает их защищать. Вода и кислород делают свое дело — дерево начинает гнить, — говорит Дмитрий Гулич, генеральный директор компании «Экобау», которой было поручено восстановить здание. — В нашем случае дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка».

Мастера «Экобау» максимально укрепили пригодные к дальнейшему использованию элементы. Сделали обмеры и зафиксировали венцы (бревна), которые можно было использовать, пронумеровали снизу доверху каждое уцелевшее бревно и аккуратно разобрали. Под контролем Департамента культурного наследия города Москвы бревна были вывезены в мастерские, отреставрированы и возвращены на исходное место для сборки.

Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Замена венцов — это нормальная практика при эксплуатации деревянного здания. В деревнях регулярно раз в 50–100 лет нижние венцы у домов меняют, — поясняет Дмитрий Гулич. — Для замены венцов нам был нужен хороший, нестандартный лес, поэтому логично было перевезти разобранный особняк в мастерские „Экобау“. Мы под размер сохранившихся бревен подбирали новые, той же породы древесины. Точно так же тесали с одной стороны или с двух. Собрали, сруб простоял год, подсох, мы обработали его специальными составами, чтобы не чернел и не гнил, так же пронумеровали и перевезли обратно».

Сейчас работы над интерьером и экстерьером здания продолжаются. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+