Имя Николая Милиоти (1874–1962) незаслуженно находится в тени соратников по «Голубой розе» и «Миру искусства». Всю свою долгую жизнь он много работал, но наследие его дошло до нас в неполном виде. Отчасти виной этому пожар в парижской мастерской Милиоти, который в 1957 году уничтожил значительную часть произведений, разорив художника и ускорив его уход из жизни. Однако еще задолго до этой трагедии, уезжая в эмиграцию, Николай Дмитриевич сетовал на собственную беспечность, в результате которой он растерял при переездах и на заграничных выставках множество работ, остался один, вне школ и течений, не представленный «в переполненных новыми картинами музеях».
Биография Милиоти выделяется драматизмом даже на фоне богатого драмами века. Выходец из очень богатой семьи — и закончил жизнь в нищете; символист с тонкой душевной организацией — и боевой офицер, герой Первой мировой войны; имел большой успех в США — и вынужден был покинуть страну из-за нелепого стечения обстоятельств. Работы периода эмиграции рассеяны по европейским собраниям; выставка в Третьяковке объединила живописные и графические произведения дореволюционного периода творчества Милиоти из собственных фондов и частных коллекций. Весьма камерная, состоящая из полусотни экспонатов в одном зале, она тем не менее заслуживает самого пристального внимания.
Государственная Третьяковская галерея
«Николай Милиоти. Избранное»
До 10 марта