18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ключи к мрамору: глиняные эскизы Антонио Кановы

Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В хорошо продуманном каталоге выставки, которая проходила недавно в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, представлены и прокомментированы терракотовые статуэтки знаменитого скульптора — сами по себе шедевры

Нередко выставки классического искусства показывают то, что публика уже знает и любит, а не стремятся к оригинальности, к неожиданным интерпретациям. Но тут дело обстоит иначе. Спустя десятилетие с лишним после выставки в Метрополитен-музее «Бернини. Лепка из глины» (2012) недавно прошла выставка «Канова. Эскизы из глины», организованная Национальной художественной галереей в Вашингтоне и Чикагским институтом искусств. И экспозиция, и каталог к ней посвящены терракотовым статуэткам еще одного великого скульптора — Антонио Кановы (1757–1822) из Венеции.

C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке
C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке

Этот художник наиболее известен своими мраморными изваяниями: надгробием на могиле эрцгерцогини Марии-Кристины Австрийской (1805, церковь Святого Августина, Вена), фигурой Полины Бонапарт в образе Победоносной Венеры (1808, Галерея Боргезе, Рим), «Тремя грациями» (1817, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и целым рядом других. Что касается терракотовых произведений Кановы, то большинство из них находится в государственных музеях, преимущественно в Италии.

Многие из этих статуэток экспонировались на выставках последних десятилетий, поэтому они неплохо известны исследователям искусства начала XIX века. Но, сосредоточив внимание на подборке из четырех десятков этих шедевров небольшого формата, кураторы К.Д.Дикерсон и Эмерсон Бойер при научной поддержке Энтони Сигела и Элиз Нельсон смогли преподнести их куда более продуманно и последовательно, чем бывало ранее.

Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Название выставки могло бы звучать и по-другому. Например, так: «Канова. Размышления в глине». В художественной практике скульптора медитация на предмет изображения проходила через импульсивную, почти эмоциональную фазу рисования и моделирования. Это был своего рода поток сознания, только более рациональный. Акт творческой свободы. Опубликованное в каталоге эссе Дикерсона и Бойера «Страсть к глине» представляет собой историко-культурную контекстуализацию этого метода, впервые описанного Хью Хонором в журнале Burlington в 1972 году. В своем анализе авторы совершенствуют тезисы Хонора и даже предлагают новые точки зрения, в основном вдохновленные идеями стилистической и эстетической связи между техникой Кановы при моделировании и техникой воплощения его скульптур.

Вслед за убедительно излагающими свою точку зрения кураторами надо признать, что, оказавшись в Риме, молодой венецианец изменил не только свой стиль, но и подход к практике моделирования. Канова cмог стать Кановой только в Риме, как отмечал великий историк искусства Альвар Гонсалес-Паласиос. Впрочем, я не согласен с мыслью о том, что техника работы художника с мрамором могла быть заимствована из его практики лепки из глины. Я более склонен считать, что все ровно наоборот, как и предполагает Энтони Сигел, чей очень интересный анализ дает нам беспрецедентную характеристику типологий терракоты и лучшее понимание метода работы скульп­тора, а также своего рода карту примет, подсказок и даже отпечатков пальцев. Все это полностью объясняет форму глиняных произведений Антонио Кановы и, безусловно, поможет атрибутировать новые находки в будущем.

Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Заключительное эссе Элиз Нельсон «Заветные дары из глины» кратко, но увлекательно повествует о том, почему Канова наотрез отказывался получать выгоду от своих терракотовых статуэток. Он хранил эти маленькие модели как напоминание о работах из мрамора — или же дарил их в знак уважения избранным коллегам и друзьям. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+