18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богини, музы и толпа

Альфред Эберлинг. «Портрет балерины Семеновой». 1925. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Альфред Эберлинг. «Портрет балерины Семеновой». 1925.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представляет выставку «Суд Париса. Рождение богини», посвященную балеринам, певицам и актрисам разных эпох

На выставке «Суд Париса. Рождение богини» в Полярном флигеле Шереметевского дворца театральные афиши занимают почетное место, наряду с живописными полотнами и произведениями графики. Экспозиция посвящена балеринам, певицам и актрисам разных эпох: она проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Представлено 70 экспонатов из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства; участвуют также Музей Академии художеств, Российская национальная библиотека, Русский музей, Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Третьяковская галерея, Эрмитаж, частные коллекционеры.

«Идея выставки, посвященной актрисам, оказавшим огромное влияние на общественные настроения, родилась еще несколько лет назад, — рассказала нашему изданию куратор Наталия Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства. — Для нас суд Париса — это суд публики, общества, власти. И в каждой эпохе этот триумвират приобретал свои особенности».

Василий Шухаев. «Портрет балерины Анны Павловой». 1922. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Василий Шухаев. «Портрет балерины Анны Павловой». 1922.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства

Выставка занимает четыре зала. Первый, «Мои богини!», представляет своеобразный Олимп, на котором роли богинь исполняют знаменитые актрисы и балерины. Экспозицию открывает «Суд Париса» работы Антона Рафаэля Менгса из коллекции Эрмитажа. Вокруг собрано четыре десятка портретов конца XIX — середины XX века. Парад «богинь» начинается с Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Лины Кавальери. Все эти звезды мировой величины так или иначе были связаны с Россией, куда приезжали на гастроли. Прекрасные служительницы муз сами были музами для художников: актриса Мария Савина — для Константина Маковского, Фаина Шевченко — для Бориса Кустодиева, Полина Стрепетова — для Николая Ярошенко… Альфреда Эберлинга вдохновляли балерины — он писал Анну Павлову и Тамару Карсавину.

Каждый из следующих трех залов посвящен отдельной теме, воплощенной в образах и судьбах двух героинь. «Мы исходили из того, что в каждом зале должен быть свой конфликт, своя драма, — поясняет Ирина Климовицкая, ученый секретарь музея, сокуратор выставки. — Есть общий зал и три дуэтных. Основной конфликт первого дуэтного зала — между империей и свободой, во втором конфликт между личностью и толпой, в третьем — между мечтой и реальностью».

Зал «Путь на Олимп» рассказывает о Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Диалоги актрис, их переписка с Дирекцией Императорских театров, оценки критиков и разговоры с друзьями, коллегами, поклонниками и противниками поданы в формате страниц в соцсетях.

Рустам Хамдамов. «Зинаида Райх». 2023. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Рустам Хамдамов. «Зинаида Райх». 2023.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства

Зал «Путь на Голгофу» посвящен судьбам Зинаиды Райх и Алисы Коонен. Каждую из них на театральный олимп вознесли мужья — выдающиеся театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров. Обе они, вслед за мужьями, взошли на голгофу: после ареста Мейерхольда Зинаида Райх была убита, а Алиса Коонен после увольнения Таирова из Камерного театра ушла со сцены. Живописным центром экспозиции стали «Человек из толпы», созданный Георгием Якуловым в 1922 году, и работа Соломона Никритина «Групповой портрет» (1930-е).

Четвертый зал назван в честь фильма, «Светлый путь». Его героини — Любовь Орлова и Марина Ладынина. И здесь за красивой картинкой на экране и ослепительной внешностью кинозвезд скрывалась драма. Композицию зала дополняют картины «Подмосковный молодняк» Константина Юона, «Женщина с напильником» Александра Самохвалова, известный портрет Любови Орловой работы Кати Филипповой.

Завершается выставка тем же сюжетом, но совсем из другой эпохи: Сергей Романович написал свой «Суд Париса» в 1937 году.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Суд Париса. Рождение богини»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+