На выставке «Суд Париса. Рождение богини» в Полярном флигеле Шереметевского дворца театральные афиши занимают почетное место, наряду с живописными полотнами и произведениями графики. Экспозиция посвящена балеринам, певицам и актрисам разных эпох: она проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Представлено 70 экспонатов из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства; участвуют также Музей Академии художеств, Российская национальная библиотека, Русский музей, Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Третьяковская галерея, Эрмитаж, частные коллекционеры.
«Идея выставки, посвященной актрисам, оказавшим огромное влияние на общественные настроения, родилась еще несколько лет назад, — рассказала нашему изданию куратор Наталия Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства. — Для нас суд Париса — это суд публики, общества, власти. И в каждой эпохе этот триумвират приобретал свои особенности».
Выставка занимает четыре зала. Первый, «Мои богини!», представляет своеобразный Олимп, на котором роли богинь исполняют знаменитые актрисы и балерины. Экспозицию открывает «Суд Париса» работы Антона Рафаэля Менгса из коллекции Эрмитажа. Вокруг собрано четыре десятка портретов конца XIX — середины XX века. Парад «богинь» начинается с Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Лины Кавальери. Все эти звезды мировой величины так или иначе были связаны с Россией, куда приезжали на гастроли. Прекрасные служительницы муз сами были музами для художников: актриса Мария Савина — для Константина Маковского, Фаина Шевченко — для Бориса Кустодиева, Полина Стрепетова — для Николая Ярошенко… Альфреда Эберлинга вдохновляли балерины — он писал Анну Павлову и Тамару Карсавину.
Каждый из следующих трех залов посвящен отдельной теме, воплощенной в образах и судьбах двух героинь. «Мы исходили из того, что в каждом зале должен быть свой конфликт, своя драма, — поясняет Ирина Климовицкая, ученый секретарь музея, сокуратор выставки. — Есть общий зал и три дуэтных. Основной конфликт первого дуэтного зала — между империей и свободой, во втором конфликт между личностью и толпой, в третьем — между мечтой и реальностью».
Зал «Путь на Олимп» рассказывает о Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Диалоги актрис, их переписка с Дирекцией Императорских театров, оценки критиков и разговоры с друзьями, коллегами, поклонниками и противниками поданы в формате страниц в соцсетях.
Зал «Путь на Голгофу» посвящен судьбам Зинаиды Райх и Алисы Коонен. Каждую из них на театральный олимп вознесли мужья — выдающиеся театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров. Обе они, вслед за мужьями, взошли на голгофу: после ареста Мейерхольда Зинаида Райх была убита, а Алиса Коонен после увольнения Таирова из Камерного театра ушла со сцены. Живописным центром экспозиции стали «Человек из толпы», созданный Георгием Якуловым в 1922 году, и работа Соломона Никритина «Групповой портрет» (1930-е).
Четвертый зал назван в честь фильма, «Светлый путь». Его героини — Любовь Орлова и Марина Ладынина. И здесь за красивой картинкой на экране и ослепительной внешностью кинозвезд скрывалась драма. Композицию зала дополняют картины «Подмосковный молодняк» Константина Юона, «Женщина с напильником» Александра Самохвалова, известный портрет Любови Орловой работы Кати Филипповой.
Завершается выставка тем же сюжетом, но совсем из другой эпохи: Сергей Романович написал свой «Суд Париса» в 1937 году.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Суд Париса. Рождение богини»
До 21 апреля