18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Скрипка Венявского» снова в музейном и исполнительском строю

«Скрипка Венявского» создана в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари. Фото: Российский национальный музей музыки
«Скрипка Венявского» создана в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари.
Фото: Российский национальный музей музыки
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Имя собственное эта скрипка получила по фамилии одного из владельцев, выдающегося музыканта, а «отцом» ее был легендарный Антонио Страдивари. Спустя два века после создания инструмент отреставрирован специалистами московского Музея музыки

Музыкальные инструменты тоже могут отмечать юбилеи — если это выдающиеся инструменты. К их числу, безусловно, принадлежит скрипка, созданная в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари (1644–1737). Впоследствии за ней закрепилось и собственное имя: ее знают как «скрипку Венявского».

Прославленный виртуоз Генрик Венявский (1835–1880), уроженец Польши и профессор Петербургской консерватории, не раз концертировал с этим инструментом в ходе своих турне. Затем скрипка попала в коллекцию мецената Константина Третьякова (1830–1908), однофамильца знаменитых собирателей искусства, тоже москвича. И уже из его рук, в составе дара из трех десятков уникальных инструментов, «скрипка Венявского» досталась Московской консерватории — «для потребления беднейшими учениками», как сформулировал даритель. В 1919 году на основе дара Константина Третьякова была сформирована Государственная коллекция струнных смычковых инструментов, представлявшая собой не только музейный фонд, но и действующий арсенал для исполнителей высочайшего класса.

В процессе реставрации необходимо было устранить внешние повреждения и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств. Фото: Российский национальный музей музыки
В процессе реставрации необходимо было устранить внешние повреждения и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств.
Фото: Российский национальный музей музыки

Таким образом, «скрипка Венявского» существует в двух ипостасях: это предмет хранения в Российском нацио­нальном музее музыки и одновременно рабочий инструмент, способный послужить современному виртуозу. Для соответствия обеим этим ролям сейчас понадобились реставраторские усилия и умения: 300 лет все-таки солидный возраст, даже для скрипки. Следовало устранить внешние повреждения, в частности сколы и вмятины, и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств.

В процессе реставрации подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты, лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались. Фото: Российский национальный музей музыки
В процессе реставрации подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты, лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались.
Фото: Российский национальный музей музыки

За дело взялся художник-реставратор Василий Вяткин, много лет работающий с музыкальными инструментами из Госколлекции. Он тщательно подбирал компоненты для лака, пигментов и красителей; не меньше стараний было приложено и к подбору дерева для заполнения сколов. Подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты (особого к себе внимания требовали поврежденный угол и кромка верхней деки), лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались. В результате не только достигнут образцовый экспозиционный вид, но и поддержано игровое состояние инструмента.

Главный хранитель Музея музыки Анна Кузнецова поясняет: «Уникальность случая — в том, что реставрация подобного уровня впервые была проведена в России и российским мастером. В последний раз реставрация музыкальных инструментов Госколлекции проводилась в Италии, в городе Кремона, в 2018 году».

Вновь обретя хорошее экспозиционное состояние, «Скрипка Венявского» фигурирует сейчас на музейной выставке. Фото: Российский национальный музей музыки
Вновь обретя хорошее экспозиционное состояние, «Скрипка Венявского» фигурирует сейчас на музейной выставке.
Фото: Российский национальный музей музыки

Финальный этап реставрации завершился этой осенью, и сейчас «скрипка Венявского» демонстрируется на выставке «Коллекция особого назначения», примыкающей к постоянной экспозиции Музея музыки. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+