Все началось с того, что куратор нынешней выставки Анна Иванникова, хранитель коллекции поздней русской иконописи в Государственном Эрмитаже, изучая бездонные фонды музея, задумалась о том, чтобы показать иконы, созданные мастерами Выговской старообрядческой пустыни. Первоначальный замысел пришлось почти сразу скорректировать, когда стало понятно, что, помимо икон, в Эрмитаже хранится богатейшая коллекция разнообразного художественного наследия выговских мастеров, в первую очередь коллекция меднолитной пластики и собрание резных икон с изображением Голгофского креста, а также рукописных книг и рисованных настенных листов. Было принято решение изменить и место экспонирования. Изначально выставку предполагалось провести в Меншиковском дворце (что было бы символично, учитывая роль, которую сыграл Александр Меншиков в сохранении автономии Выговской пустыни) — в своем окончательном, расширенном виде она открылась в середине октября в Манеже Малого Эрмитажа.
Одно из самых ранних образований старообрядчества, Выговское поморское общежительство примечательно тем, что в нем жили очень крупные богословы, полемисты, литераторы. По словам Иванниковой, помимо богословского аспекта, Выг выделяется колоссальным художественным наследием. «Когда специалисты говорят о выговском искусстве, то непревзойденными являются два направления, — рассказывает куратор. — Во-первых, это рукописная книга, которая в принципе считается последним взлетом искусства русской рукописной книги. Выговцы здесь не были превзойдены никем. Во-вторых, это выговское литье, которое отличается безупречностью, чистотой и качеством отливки, которого, на мой взгляд, впоследствии также никто достичь не смог».
Что касается иконописания, то оно, говорит Иванникова, находилось на очень высоком уровне и оказало огромное влияние, например, на более известную невьянскую иконописную школу. Говоря о резных деревянных иконах с изображением Голгофского креста, куратор подчеркивает, что никакой другой центр не сохранил подобного рода продукции в таком многообразии решений. «Во многом это, конечно, обусловлено региональной принадлежностью Выга — сыграли роль северные традиции резьбы по дереву», — поясняет она.
Продукция выговских мастерских имела широкое распространение среди старообрядческих беспоповских общин России вплоть до самого разорения пустыни в 1855 году.
На выставке, приуроченной к 300-летию основания Выговской пустыни (сегодня это Республика Карелия, в 100 км на восток от Медвежьегорска), демонстрируется почти 200 произведений поморских старообрядцев. Большая часть прошла реставрацию и впервые предстает перед публикой.
Центральным экспонатом Анна Иванникова называет деисусный чин, снятый со святых врат обители. Важность этого предмета не только в самом его происхождении и местонахождении, но и в том, что это один из самых ранних известных памятников, созданных выговскими мастерами. Можно уверенно связывать дату его создания со строительством самих врат, а это 1735 год.
Также можно выделить три датированных медных складня — так называемые девятки, по числу представленных святых. Они созданы в 1719, 1720 и 1721 годах, и это, очевидно, одни из самых ранних образцов выговского литья, поскольку первое упоминание о существовании на Выгу «медницы» как раз соотносится с 1719 годом. Среди других редкостей — портреты двух основателей Выговского общежительства Даниила Викулина и Андрея Денисова. Известно, что подобные гравированные пунктиром портреты были широко распространены, но сохранились лишь два экземпляра — в Российской государственной библиотеке и в Эрмитаже.
Государственный Эрмитаж
«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа»
До 31 марта