Согласно каноническим текстам Нового Завета, Мария Магдалина была верной последовательницей Иисуса Христа, поддерживала его служение из собственных средств, стала очевидицей его распятия и первой свидетельницей воскресения. Ее именовали «апостолом апостолов». Однако со временем ее история не раз подвергалась пересмотру, а личность — переосмыслению.
Мария Магдалина была источником неиссякаемого вдохновения для художников, историков и теологов, поэтому простительно задаться вопросом: можно ли добавить что-то еще? Но очевидно, что сегодня возрождается научный интерес к этому евангельскому воплощению женственности. Недавние книги Дианы Апостолос-Каппадоны, почетного профессора религиозного искусства и истории культуры, директора программы католических исследований в Джорджтаунском университете, и Филипа К. Алмонда, почетного профессора истории религиозной мысли в Университете Квинсленда, приглашают всех желающих прокатиться на гребне этой исследовательской волны.
Диана Апостолос-Каппадона привносит свой научный и педагогический опыт в книгу «Мария Магдалина: визуальная история», понятную широкой аудитории и при этом полезную более осведомленным читателям. Истоки ее труда — в выставочном каталоге 2002 года «В поисках Марии Магдалины: образы и традиции». Каталожные очерки были академичны, но не cкучны, они кратко излагали ключевой материал, необходимый для понимания иконографии Марии Магдалины.
Новая книга с 65 цветными иллюстрациями — праздник для глаз, однако подлинный триумф одержан благодаря ее читабельности. «Часть первая: на пути к визуальной истории» охватывает обширнейший пласт материалов, но сложности библейских и ранних богословских источников, а также традиций восточного и западного христианства пересказываются с предельной ясностью. Единственное разочарование состоит в том, что превосходному обсуждению феминистских коннотаций и значения тела Магдалины уделено только три страницы в финале главы.
«Часть вторая: мотивы» — размышления о художественных ипостасях героини книги: грешница/соблазнительница, кающаяся, помазанница, плакальщица, свидетельница, проповедница, созерцательница, читательница. Финальное размышление о мотиве «феминистской иконы» возобновляет дискуссию из эпилога первой части.
«Визуальная история» начинается с предисловия, которое объясняет, почему эта книга стала результатом любви Апостолос-Каппадоны к ее труду. А в перечне благодарностей она описывает свой интерес к образу Марии Магдалины как «дело всей жизни». Во всей монографии слышится харизматичный голос автора, что создает ощущение индивидуального путешествия во времени и пространстве с опытным гидом.
А вот в книге Филипа Алмонда «Мария Магдалина: история культуры» использован иной подход к теме: автор исследует восприятие этой фигуры в западноевропейской традиции. Аннотация утверждает, что это «первая крупная работа о Магдалине за более чем 30 лет», что говорит о некотором издательском бахвальстве, но труд этот действительно претендует на интеллектуальное влияние.
Те, кто увидит в названии книги косвенную отсылку к работе Сьюзен Хаскинс «Мария Магдалина: миф и метафора» (1993), могут сразу получить представление о размахе проекта Алмонда. Как и Хаскинс, он ведет повествование сквозь века и охватывает внушительный диапазон материалов. Первые две главы посвящены библейским и современным текстам, а также многогранности средневековых представлений о жизни Магдалины. Далее следует неприкрашенный, но и не циничный рассказ о разных традициях, бытовавших между V и XVI веками, временем протестантской Реформации.
Последние три главы — продолжение хронологической структуры. В «Двуликой Марии: священной и мирской» вовлечение фигуры Магдалины в церковные распри хорошо раскрыто в контексте раннего Нового времени. В «Многоликой Магдалине: искуплении» представлен краткий обзор архетипа Марии Магдалины в дискуссиях XIX века об общественной морали и роли женщины. Последняя глава, посвященная современным «инфоповодам» — от «Кода да Винчи» до «Евангелия от жены Иисуса», пожалуй, самая сложная для читателя, хотя Алмонд проделал замечательную работу, проложив путь через эти дебри.
«Визуальная история» и «История культуры» идеально аккомпанируют друг другу. Алмонд предлагает самое содержательное на сегодня резюме научной истории, а оценка художественных интерпретаций от Апостолос-Каппадоны напоминает читателю, что образ Марии Магдалины по-прежнему актуален.