18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Школа Филонова» в Русском музее напоминает о принципах аналитического искусства

Павел Зальцман. «Групповой портрет». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Павел Зальцман. «Групповой портрет». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека — Павел Филонов был уверен, что этому можно научить каждого. И сформировал целую школу авангардистов

Яркая, хоть и короткая (с 1925 по 1932 год), вспышка русского авангарда, осененная Павлом Филоновым и получившая название «школа Филонова», или МАИ (Мастера аналитического искусства), представлена в Государственном Русском музее в 120 произведениях живописи, графики, книжной иллюстрации из музеев Санкт-Петербурга, Москвы и частных коллекций.

Основные принципы аналитического искусства Филонов сформулировал еще в 1910-е. В самом сжатом виде их изложила в статье к каталогу выставки ее куратор Людмила Вострецова: «Два основных положения аналитического искусства — органическое искусство и принцип сделанности (сделанная картина)… Органическое искусство противостоит кубистической геометризации форм. Принципы органического искусства позволяют изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Художник строит свои картины, как природа творит из атомов и молекул. Отсюда принцип „сделанности“, которому можно научить любого».

Юрий Хржановский. «Сибирские партизаны». 1927. Фото: Государственный Русский музей
Юрий Хржановский. «Сибирские партизаны». 1927.
Фото: Государственный Русский музей

Вот это «любого» происходит от уверенности Филонова в правильности своего метода. Его школа предполагала безоговорочное принятие принципов аналитического искусства. «Плачь, а рисуй», — вспоминала Татьяна Глебова свое первое посещение занятий МАИ.

Весной 1927 года в ленинградском Доме печати, который тогда занимал здание Шуваловского дворца на набережной Фонтанки, открылась выставка, на афише которой значилось 31 имя. Это и была «школа Филонова». Нынешний показ объединил работы 25 лучших из них.

Все картины создавались с учетом пространства дворцового Белоколонного зала, поэтому имеют разные размеры. Сохранилось десять больших панно. Из них представлены четыре: жутковатые в своей органической правде «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского и «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, а также аналитические «Старый и новый быт» Софьи Заликовской и «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана. На столе пролетария — тарелка с рыбой. После «Селедки» Кузьмы Петрова-Водкина прошло почти десять лет, а от символичности рыбы не осталось и следа.

Алиса Порет. Иллюстрация к карело-финскому эпосу «Калевала». 1932. Наставления невесте». Иллюстрация к рунам 22-23. Фото: Государственный Русский музей
Алиса Порет. Иллюстрация к карело-финскому эпосу «Калевала». 1932. Наставления невесте». Иллюстрация к рунам 22-23.
Фото: Государственный Русский музей

За неделю до открытия той выставки там же, в Доме печати, состоялась премьера спектакля по гоголевскому «Ревизору». Спекталь просуществовал недолго, но остались дивные эскизы костюмов и декораций, которые выполнили пять участников группы МАИ. Впервые показана вся работа для спектакля Андрея Сашина — 11 эскизов костюмов и задник. Художник одевал в аналитические наряды главных персонажей: Хлестакову, например, полагался нарисованный розовый бант на фраке, похожие банты украшали туфли.

В 1932 году Филонов получил государственный заказ на оформление издания эпоса «Калевала» на русском языке. Он передал работу 13 мастерам своей школы. Художница Софья Закликовская вспоминала: «В рисунке абсолютно отсутствует традиционное понимание композиции, перспективы, пространства. Небо проходит сквозь землю. Даже сквозь человека. Земля и вода едины, едины и времена года… лесоруб в валенках на заднем плане и босой Куллеро среди бурных вод».

На десерт — единственная скульптура, «Мудрость» Иннокентия Суворова. Тот же 1927 год, тот же аналитический метод. Огромная деревянная баба, напоминающая неолитические изваяния, — но на голове у нее покоится «механизм», шестеренка, которая двигает людьми, держащими на своих плечах земной шар.

Государственный Русский музей
«Школа Филонова»
До 22 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+