18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Петра Великого в Эрмитаже расширяется

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

В Государственном Эрмитаже открылась новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», посвященная его преемницам — племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне

Открытие новой экспозиции состоялось в рамках Дней Эрмитажа при активном участии ПАО «Газпром». Три зала рассказывают о продолжении петровских традиций, о развитии его реформ и преобразований в культуре России в период царствования его преемниц, племянницы Анны Иоанновны (1730–1740) и дочери Елизаветы Петровны (1741–1761).

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Выступая на торжественном открытии, Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, подчеркнул значение новой экспозиции для музея. «„Галерея Петра“ — одна из главных частей Эрмитажа, причем очень живая, — сказал он. — Петр, которого мы показываем здесь, — это тот Петр, каким мы его видим, понимаем, о котором рассказываем всему миру. Залы, посвященные продолжательницам дела Петра, художественными образами ставят и обсуждают проблему реальных заслуг женщин-правительниц, на самом деле много сделавших для создания новой России, для процветания ее наук и искусств».

Создание в Эрмитаже постоянной экспозиции, посвященной первому российскому императору, осуществляется с 2022 года при поддержке ПАО «Газпром». В прошлом году, в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра Алексеевича, в музее в два этапа открылись первые пять залов (№ 156–160). В них показывают, в частности, предметы, изготовленные собственноручно императором, станки, на которых он работал, его костюмы, личные вещи.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Теперь к ним присоединились еще три зала (№ 161–163). Первый из них знакомит посетителей с элементами повседневной жизни столичной знати второй трети XVIII века. Здесь представлены картины, расписная мебель и зеркала в резных рамах в стиле рококо, шкатулки, веера, изделия Порцелиновой мануфактуры — предшественницы Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Среди живописных полотен обращает на себя внимание портрет семьи графа Петра Чернышева кисти немецкого мастера Давида Людерса, работавшего в России. Рядом с произведениями иностранных мастеров, в частности аугсбургскими кабинетами для хранения мелочей, выставлены изделия российских умельцев. Например, деревянный резной расписной стол, выполненный мастерами из Архангельска.

Второй зал посвящен Михаилу Ломоносову — первому русскому ученому-энциклопедисту и основателю новых для России производств, включая Усть-Рудицкую стеклянную фабрику.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Здесь можно увидеть стеклярусные панно, изготовленные им самим и его учениками. В центре экспозиции — мозаичный портрет Петра I, выполненный Ломоносовым.

Третий зал представляет живопись российских и иностранных художников второй трети XVIII века. Главенствует тут портрет Елизаветы Петровны кисти придворного живописца Георгия Гротта, созданный им в 1740-е годы.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

По мнению Натальи Бахаревой, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа и куратора экспозиции, новые залы отличаются от открытых в прошлом году главным образом атмосферой: в них идет рассказ о времени правления женщин, поощрявших развитие искусств и производство предметов роскоши. «Европеизация русской культуры и развитие российских производств, иностранные мастера, которые по-прежнему, со времен Петра I, продолжали приезжать в Россию» — вот что, по мнению Натальи Бахаревой, характеризует эпоху.

Специально для новых залов создали новые, высокотехнологичные витрины, стекла которых практически незаметны и совершенно не бликуют.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+