В каком-то смысле Алексей Щусев (1873–1949) построил советскую Москву, а прославиться успел еще в империи Романовых, в том числе работая по заказу представителей августейшей фамилии. В результате список его проектов полон таких контрастирующих по духу и стилю построек, как Покровский храм Марфо-Мариинской обители и мавзолей Ленина, Казанский вокзал и палаццо органов госбезопасности на Лубянской площади, конструктивистское здание Наркомзема и станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии — документ помпезного «позднесталинского барокко». Если бы архитекторам в СССР давали воинские звания, Щусев, несомненно, дослужился бы до маршала. Но и четыре Сталинские премии говорят о статусе в иерархии.
Положение это было добыто трудом и талантом. Только благодаря им юноша из Кишинева смог воспользоваться социальными лифтами Российской империи, а именитый зодчий аристократии и буржуазии — удержаться в профессии после 1917 года, и даже стать ее символом. Не ограничиваясь творческой практикой, зодчий-труженик выступал в печати, боролся за сохранение памятников старины, создавал и возглавлял музеи. Потому-то полуторавековой юбилей Щусева оказался «своим» для целого ряда музейных институций.
Каждый из приуроченных к юбилейным выставкам каталогов обладает собственным лицом, и это касается не только дизайна, но и содержания. Последнее почти удивительно, если учесть, что круг специалистов по щусевскому наследию объективно узок и присутствие среди авторов каждого из рассматриваемых изданий историков архитектуры Марианны Евстратовой и Сергея Колузакова, хорошо известных публикациями об отдельных произведениях Щусева, выглядит закономерно. Но в каждом из трех случаев их статьи, важные для освещения темы, выступают в окружении весьма интересных исследований других авторов.
Выставка «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор», прошедшая в Третьяковской галерее с ноября 2022 года по май 2023 года, получилась сравнительно небольшой. Соответственно, вышел компактным и каталог, авторы и составители которого сделали упор на репрезентацию юбиляра в первую очередь как музейного деятеля. Это и понятно: в корпоративной летописи Третьяковки, которую Щусев возглавлял в конце 1920-х годов, он проходит как «архидиректор». Идущая первой по порядку статья одной из кураторов выставки, Ирины Шумановой, красноречиво озаглавлена «Человек-музей». А замыкает каталог материал заведующей отделом реставрации графики XVIII — начала ХХ века Ирины Солововой о кропотливой работе по приведению в экспозиционный вид щусевских проектных эскизов и шаблонов.
Всероссийский музей декоративного искусства принял выставочную эстафету в нынешнем сентябре, сделав ставку на яркий кураторский проект Юрия Аввакумова. Думается, что и саму выставку «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», и 300-страничное издание, ее сопровождающее, можно рассматривать как артистический жест. Куратор (он же главный составитель каталога) увидел в памятной дате, самом Щусеве и корпусе связанных с ним предметов из фондов музея и частных коллекций материал для творчества, о чем свидетельствует не только включение в состав экспозиции собственной работы Аввакумова («Черный костяной мавзолей», 2008) и придуманных им оборотных моделей-слепков щусевских храмов, но и название выставки, начертанное в дореформенной орфографии.
Последнее, впрочем, можно было бы объяснить стремлением подчеркнуть, что устроителей выставки занимал только дореволюционный период творчества мастера. Действительно, экспозиция сосредоточена на храмовом зодчестве, которое составляло основу творческой деятельности Щусева до середины 1910-х годов. И все же выставка, как и отражающий ее специфику каталог, плод компромиссов, связанных не только с наличием материалов для экспонирования, но и с интенциями куратора: в своем эссе, открывающем текстовую часть тома, Аввакумов делится личным отношением к творчеству Щусева, сформированным именно мавзолеем на Красной площади.
Месяц спустя после презентации проекта на Делегатской, прямо к юбилейной дате, открылась лаконично названная «Щусев. 150» выставка в Государственном музее архитектуры, который был создан по инициативе зодчего и заслуженно носит его имя. Без обиняков можно назвать каталог этой выставки не только самым объемным и солидным по исполнению (свыше 600 страниц в твердом переплете), но и наиболее академичным. При знакомстве с изданием становится ясно, что составители во главе с директором Натальей Шашковой и научный редактор Юлия Старостенко видели его именно как фундаментальный труд — в соответствии с полным наименованием музея как научно-исследовательского. Текстовый и каталожный разделы здесь четко разграничены и дополнены хроникой жизни Щусева, списком его построек и проектов, а также перечнем публикаций о нем. Число представленных текстов больше, а собственно каталожная часть имеет внутреннюю рубрикацию, вынесенную в оглавление.
Подводя итог, надо сказать, что все три издания, безусловно, заслуживают интереса. Со временем, когда юбилейный год останется в прошлом, их значение для читательской аудитории только вырастет — особенно для специалистов. Отрадно также, что составители каталогов из ГТГ и Музея архитектуры снабдили свои издания именными указателями: это сильно повышает их научную ценность. Но и собственно каталожные разделы будут важны для тех, кто вознамерится составить целостное впечатление о наследии Щусева, которое рассеяно по нескольким музейным собраниям.