Около 20 фрагментов настенных росписей, созданных в VIII–IV веках до н.э., показывают в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) на выставке «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» (до 28 января). Эти росписи, созданные в Урарту и в постурартскую эпоху, были найдены в крепости Эребуни на холме Арин-Берд в Ереване. Их экспонирование стало возможным благодаря работе российских реставраторов.
Совместная экспедиция Пушкинского музея и Академии наук Армянской ССР проводила раскопки крепости в 1952–1973 годах. Было найдено множество остатков росписей; ни в одном другом городе Передней Азии не сохранилось столько настенной живописи. Значительная часть находок хранится в Историко-археологическом музее-заповеднике Эребуни и Национальном историческом музее Армении, а 31 фрагмент принадлежит ГМИИ.
В 2017 году московский музей совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) приступил к проекту по изучению и реставрации росписей Эребуни. Он был поддержан меценатом Владимиром Карташяном. В лабораториях ГосНИИР провели анализы состава пигментов и штукатурной основы, открыли новые живописные слои. В итоге 30 фрагментов росписей были отреставрированы специалистом ГосНИИР Галиной Вересоцкой и реставраторами из Пушкинского музея Александром Петровым и Олесей Шашловой.
Как рассказала нашему изданию Галина Вересоцкая, для того, чтобы появилась возможность доставить несколько фрагментов из армянских музеев в Москву, она с коллегами отправилась в Ереван — с целью привести раритеты к экспозиционному виду. Что касается фрагментов из ГМИИ, то к 2017 году в них обнаружились нарушения структуры. «Технически это была очень сложная и поэтому длительная реставрация», — говорит Вересоцкая.
Во многом это связано с исходным состоянием находок. Живопись наноси-лась по-сухому на тонкий белый слой грунта; он покрывал грубую обмазку с примесью резаной соломы, наложенную на сырцовые стены. Фрагменты в основ-ном представляли собой куски штукатурки, обрушившиеся со временем (или сбитые со стен) и лежавшие под слоями глины. Упавший живописный слой отделялся от исходной поверхности и сохранялся в виде отпечатка, а не оригинального красочного слоя. Реставраторы еще в советский период сумели собрать росписи по отпечаткам, однако это стало второй причиной, по которой потребовалась реставрация уже современная. Сразу после изъятия из раскопов фрагменты помещали в специальные контейнеры. Затем росписи были вставлены в рамы, укреплены на гипсовой основе и пропитаны клеями. Была проведена превентивная консервация живописного слоя с тонировкой. За десятилетия клеи начали разрушаться и потемнели.
В 2017–2018 годах проводились исследования фрагментов росписей — был определен химический состав основы, грунта, красочных слоев, вида связующего. Также были выяснены компоненты укрепляющих составов, использованных при проведении полевой консервации и в предшествующих реставрационных работах.
Настенные росписи выполнены в технике клеевой живописи на лёссовой (глиняной) штукатурке с известково-гипсовым грунтом. Была выявлена их уникальная особенность. «Исследования, выполненные в процессе реставрации, позволили нам обнаружить специальный слой подгрунтовки, светло-охристого цвета. Такая особенность никогда не встречалась нам ранее в подобной технике. Поскольку этот слой сохранился не везде, нам потребовалось время, чтобы его идентифицировать», — объясняет Галина Вересоцкая.
Основной тон живописных сюжетов — сине-голубой, его дополняют красный, желтый, коричневый, зеленый, черный цвета. При анализе выяснилось, что голубой предположительно соответствует знаменитому древнему пигменту «Александрийская фритта» («Египетская синяя»). Дополнительное изучение под инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами позволило выявить контурный рисунок и первоначальный колорит росписей.
После завершения выставки исследования фрагментов продолжатся, так как не все вопросы, возникшие по мере работы над ними, оказались разрешены. При этом самые важные из росписей вернутся в постоянную экспозицию Пушкинского музея, посвященную древним культурам.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина»
До 28 января