18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Полеты смерти» и птицы за окном: тюрьма как музей

Фотопортреты заключенных тюрьмы ESMA — первое, что видят посетители при входе в музей. Фото: Albano García / MSME
Фотопортреты заключенных тюрьмы ESMA — первое, что видят посетители при входе в музей.
Фото: Albano García / MSME
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Секретная аргентинская тюрьма времен военной диктатуры включена в список памятников ЮНЕСКО. Разместившаяся здесь музейная экспозиция рассказывает о преступлениях, которые творились в стенах этого спецобъекта, и о судьбах заключенных

В конце сентября Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО рассмотрел более 50 заявок от природных и культурных объектов по всему миру. Обсуждалось, какие из них должны пополнить список организации и получить защиту как «представляющие выдающуюся ценность для человечества». Среди недавно внесенных — музей и мемориальный комплекс в Буэнос-Айресе, бывший секретный объект, где с 1976 по 1983 год, в период правления военной хунты, творились преступления и бесчинства.

Музей и мемориальный комплекс ESMA. Фото: Luciano Donoso / MSME
Музей и мемориальный комплекс ESMA.
Фото: Luciano Donoso / MSME

В 1977 году, после того как власть в Аргентине захватили генералы, участок площадью 16 га, принадлежавший Военно-морскому училищу (ESMA), стал секретной тюрьмой, где пытали и убивали политических оппонентов (впоследствии удалось выявить более 600 подобных объектов). В том же году была похищена и доставлена в здание ESMA с завязанными глазами 25-летняя Ана Мария Соффиантини — вместе с двумя детьми. Она провела в тюрьме год, подвергаясь бесконечным пыткам, и была свидетельницей других зверств, совершенных силовиками. За время существования режима те убили и заставили «исчезнуть» 30 тыс. человек по всей стране. «ESMA было местом, где царил ужас», — рассказала Соффиантини The Art Newspaper.

В здании офицерского клуба, где также пытали, убивали и издевались над людьми, теперь располагается музей — он открылся в 2015 году. Здание не перестраивали, и оно до сих пор служит прямым доказательством злодеяний. Постоянная экспозиция включает архивные кадры, которые проецируются на стены, документы, записи рассказов очевидцев, протоколы судебных процессов, фотографии и вещи, принадлежавшие жертвам. Сохранили на стенах также надписи и рисунки, сделанные заключенными.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

«Уникальность музея состоит в том, что само осознание того, что произошло тут во время последней диктатуры, помогает лучше понять Аргентину, — говорит директор институции Майки Горосито. — Причем не только осмыслить причины и последствия этих событий, но и устремить свой взгляд в будущее». Став объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, музей получит «символическую и материальную защиту», добавляет она. «Правительство будет нести ответственность за признание этой темной главы истории страны на международном уровне. А в мире еще больше осознают необходимость сохранять коллективную память, чтобы подобного никогда не повторялось».

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

История Соффиантини стала частью музейной экспозиции «Быть женщиной в ESMA». Используя видеоматериалы, фотографии и архивы свидетельских показаний, которые дали более 130 выживших узников, выставка рассказывает об изнасилованиях, пытках и других преступлениях. «Но это также и наша попытка поговорить о жизни после ESMA, вместе провести реконструкцию тех событий, чтобы оставить их позади и двигаться вперед», — говорит Соффиантини. Выставка открылась в 2019 году, но продолжает расширяться: все больше жертв делятся своими историями.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

Соффиантини оказалась в числе 5 тыс. студентов, рабочих, активистов и других гражданских лиц, угодивших в жернова ESMA, и стала одной из менее чем 200 человек, которым удалось спастись. Остальным ввели успокоительное, погрузили их в самолет или вертолет и сбросили в реку или Атлантический океан (этот способ расправы с неугодными режиму получил название «полетов смерти»). Беременные рожали прямо в тюрьме, затем их убивали, а детей, скрывая их происхождение, передавали на воспитание другим семьям. Сегодня сотням родившихся в неволе уже больше 40 лет, и они живут под чужими именами, потому что формально исчезли уже при рождении.

Независимо от политической поляризации, которая наблюдается в сегодняшней Аргентине, общественное мнение здесь едино в отношении того, что творилось при диктатуре. Во многом дело обстоит так благодаря юридическим доказательствам: в 1985 году страна стала единственной в Латинской Америке, где гражданское правительство провело судебный процесс против собственной военной хунты.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

«Я хранила молчание в течение многих лет, — рассказывает Соффиантини. — Было невероятно больно вспоминать о том, что происходило, но теперь мы не перестанем выступать за правду, память и справедливость. В тюрьме я никогда не слышала даже пения птиц. А сейчас я захожу в это здание, и в нем музей, полно посетителей, молодежи, туда приходят представители правозащитных организаций и деятели искусства. Некоторые выжившие и даже члены семей пропавших пошли туда на работу и стали моими близкими друзьями. И птицы, птицы тоже вернулись. После долгой череды смертей я наконец вижу вокруг себя жизнь». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+