18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Полеты смерти» и птицы за окном: тюрьма как музей

Фотопортреты заключенных тюрьмы ESMA — первое, что видят посетители при входе в музей. Фото: Albano García / MSME
Фотопортреты заключенных тюрьмы ESMA — первое, что видят посетители при входе в музей.
Фото: Albano García / MSME
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Секретная аргентинская тюрьма времен военной диктатуры включена в список памятников ЮНЕСКО. Разместившаяся здесь музейная экспозиция рассказывает о преступлениях, которые творились в стенах этого спецобъекта, и о судьбах заключенных

В конце сентября Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО рассмотрел более 50 заявок от природных и культурных объектов по всему миру. Обсуждалось, какие из них должны пополнить список организации и получить защиту как «представляющие выдающуюся ценность для человечества». Среди недавно внесенных — музей и мемориальный комплекс в Буэнос-Айресе, бывший секретный объект, где с 1976 по 1983 год, в период правления военной хунты, творились преступления и бесчинства.

Музей и мемориальный комплекс ESMA. Фото: Luciano Donoso / MSME
Музей и мемориальный комплекс ESMA.
Фото: Luciano Donoso / MSME

В 1977 году, после того как власть в Аргентине захватили генералы, участок площадью 16 га, принадлежавший Военно-морскому училищу (ESMA), стал секретной тюрьмой, где пытали и убивали политических оппонентов (впоследствии удалось выявить более 600 подобных объектов). В том же году была похищена и доставлена в здание ESMA с завязанными глазами 25-летняя Ана Мария Соффиантини — вместе с двумя детьми. Она провела в тюрьме год, подвергаясь бесконечным пыткам, и была свидетельницей других зверств, совершенных силовиками. За время существования режима те убили и заставили «исчезнуть» 30 тыс. человек по всей стране. «ESMA было местом, где царил ужас», — рассказала Соффиантини The Art Newspaper.

В здании офицерского клуба, где также пытали, убивали и издевались над людьми, теперь располагается музей — он открылся в 2015 году. Здание не перестраивали, и оно до сих пор служит прямым доказательством злодеяний. Постоянная экспозиция включает архивные кадры, которые проецируются на стены, документы, записи рассказов очевидцев, протоколы судебных процессов, фотографии и вещи, принадлежавшие жертвам. Сохранили на стенах также надписи и рисунки, сделанные заключенными.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

«Уникальность музея состоит в том, что само осознание того, что произошло тут во время последней диктатуры, помогает лучше понять Аргентину, — говорит директор институции Майки Горосито. — Причем не только осмыслить причины и последствия этих событий, но и устремить свой взгляд в будущее». Став объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, музей получит «символическую и материальную защиту», добавляет она. «Правительство будет нести ответственность за признание этой темной главы истории страны на международном уровне. А в мире еще больше осознают необходимость сохранять коллективную память, чтобы подобного никогда не повторялось».

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

История Соффиантини стала частью музейной экспозиции «Быть женщиной в ESMA». Используя видеоматериалы, фотографии и архивы свидетельских показаний, которые дали более 130 выживших узников, выставка рассказывает об изнасилованиях, пытках и других преступлениях. «Но это также и наша попытка поговорить о жизни после ESMA, вместе провести реконструкцию тех событий, чтобы оставить их позади и двигаться вперед», — говорит Соффиантини. Выставка открылась в 2019 году, но продолжает расширяться: все больше жертв делятся своими историями.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

Соффиантини оказалась в числе 5 тыс. студентов, рабочих, активистов и других гражданских лиц, угодивших в жернова ESMA, и стала одной из менее чем 200 человек, которым удалось спастись. Остальным ввели успокоительное, погрузили их в самолет или вертолет и сбросили в реку или Атлантический океан (этот способ расправы с неугодными режиму получил название «полетов смерти»). Беременные рожали прямо в тюрьме, затем их убивали, а детей, скрывая их происхождение, передавали на воспитание другим семьям. Сегодня сотням родившихся в неволе уже больше 40 лет, и они живут под чужими именами, потому что формально исчезли уже при рождении.

Независимо от политической поляризации, которая наблюдается в сегодняшней Аргентине, общественное мнение здесь едино в отношении того, что творилось при диктатуре. Во многом дело обстоит так благодаря юридическим доказательствам: в 1985 году страна стала единственной в Латинской Америке, где гражданское правительство провело судебный процесс против собственной военной хунты.

Музейная экспозиция ESMA. Фото: Camilio del Cerro
Музейная экспозиция ESMA.
Фото: Camilio del Cerro

«Я хранила молчание в течение многих лет, — рассказывает Соффиантини. — Было невероятно больно вспоминать о том, что происходило, но теперь мы не перестанем выступать за правду, память и справедливость. В тюрьме я никогда не слышала даже пения птиц. А сейчас я захожу в это здание, и в нем музей, полно посетителей, молодежи, туда приходят представители правозащитных организаций и деятели искусства. Некоторые выжившие и даже члены семей пропавших пошли туда на работу и стали моими близкими друзьями. И птицы, птицы тоже вернулись. После долгой череды смертей я наконец вижу вокруг себя жизнь». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+