«Наставничество» — уникальный образовательный курс, разработанный экспертами реставрационной отрасли для студентов, чья будущая профессия может быть связана с реставрацией, развитием городской среды и музейным делом. Этот курс проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» реализуется при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Активное участие в подготовке и проведении курса принимали Государственный музей-заповедник «Царское Село», Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Международный центр реставрации в Рождествено.
Одна из основных задач «Друзей Петербурга» в целом — содействовать профессиональному росту молодых специалистов в сфере сохранения архитектурно-исторического наследия города, развивать и продолжать лучшие традиции ленинградской школы реставрации. Особенность курса «Наставничество» — междисциплинарный подход, который поможет формированию у сегодняшних студентов разносторонних профессиональных компетенций в области современной реставрации.
Именно поэтому стать слушателями курса 2023 года были приглашены студенты разных специальностей. Они прошли предварительный отбор, представив портфолио и мотивационные письма. В результате 38 учащихся Архитектурно-строительного университета, Института культуры, Лесотехнического университета, Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного университета, Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, Художественного училища им. Н.К.Рериха и других вузов приняли участие в занятиях.
Программа курса состояла из теоретической и практической частей, самостоятельной работы и защиты проектов. Основной площадкой для лекций, теоретических занятий и совместных обсуждений стал в нынешнем году Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость). А основными площадками для практических занятий были выбраны ГМЗ «Царское Село» и Международный реставрационный центр в Рождествено (Ленинградская область).
«Это важный проект для нашего города и страны, он объединяет высококлассных профессионалов, научную общественность, искусствоведов, реставраторов, готовых передать знания и умения новому поколению, — сказал на церемонии, посвященной старту нового курса, Владимир Кириллов, генеральный директор Музея истории Санкт-Петербурга. — Нашему городу, исторический центр которого входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, особенно важно бережно хранить и развивать традиции ленинградской реставрационной школы. От молодых реставраторов зависит, каким увидят Петербург будущие поколения».
Молодые специалисты в течение трех месяцев проводили градостроительный, исторический и пространственно-средовой анализ территории Царского Села, освоили навыки обмерных работ в залах Зубовского флигеля Екатерининского дворца, в котором при поддержке ПАО "Газпром" с 2019 года реализуется реставрационный проект по воссозданию восьми интерьеров личных комнат Екатерины II. И конечно приняли участие в мастер-классах по росписи арабески и восстановлению разбитого лепного декора, изготовлению копий гипсовых розеток по формам, снятым с оригиналов, и во многих других работах в Серебряном кабинете Зубовского флигеля.
Как рассказала Ксения Губинская, заместитель председателя Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, курс «Наставничество» состоял из трех модулей: «Среда», «Объект» и «Предмет».
«На протяжении всего курса мы постоянно говорили о каждой из этих сущностей нашего наследия, о том, как они связаны между собой, — отметила Ксения Губинская. — Профессионалы знают, что невозможно отделять среду от объекта, предмет — от среды, что наследие едино и все виды реставрационных работ тоже неразрывно связаны. Надеюсь, нам удалось на практике убедить в этом студентов разных вузов, тем более что курс наполнен практическими занятиями».
По мнению Константина Самоловова, архитектора-урбаниста, куратора модуля «Среда», современные горожане обычно воспринимают культурное наследие в отрыве от повседневной жизни. И одна из главных проблем, стоящих перед урбанистами, — поиск ответа на вопрос, как приспособить пространство, создававшееся для одной функции, к другому использованию и образу жизни. «Об этом мы и будем разговаривать со студентами, будем искать какие-то новые варианты освоения исторической среды, — сказал на старте курса Константин Самоловов. — Руководство ГМЗ „Царское Село“ предложило нам придумать, как можно использовать Треугольную площадь рядом с Зубовским флигелем, на которой сейчас только паркуются машины. Мы проанализируем логистику и предложим варианты использования этой площади».
Все группы участников согласились с тем, что Треугольной площади можно отвести более серьезную, чем сейчас, роль в комплексе Царского Села. Они предложили разместить на ней служебные павильоны (кафе и сувенирные лавки) и малые архитектурные формы.
Роль площади сравнивалась с гостиной. Особенности рельефа в отдельных проектах предлагалось усилить: понизить уровень площади и создать мосты-переходы, акцентировать видовые точки, а также максимально использовать возможности площади для навигации (в том числе световой в темное время суток). Большая роль неизменно отводилась зелени.
Студенты внимательно исследовали Зубовский флигель, погружаясь в его богатую историю, причем одним из главных аспектов изучения был анализ и описание интерьеров. Участники разработали проектные предложения по музейной сценографии для этих недавно воссозданных залов. Среди предложений — создание иммерсивных аудиоспектаклей, ведущих зрителей по залам, и сложная светозвуковая инсталляция, направленная на эмоционально-ассоциативное погружение в пространство флигеля.
Студенты также задумались о расширении музейных функций отдельных комнат, опираясь на архивные сведения о них. Так, один интерьер на время может стать концертным залом, другой — библиотекой, здесь могут проводиться исторические игры-квесты. Еще более авангардным выглядит идея (основанная на известном факте о любви Екатерины II к нарядам) использовать интерьеры флигеля как площадку для показа мод — работ современных дизайнеров. Отдельный проект касался создания инклюзивной среды для незрячих людей с возможностью проведения тактильных арт-медиаций внутри флигеля.
От кропотливого восстановления живописи или ручного золочения до знакомства с современными физико-оптическими методами исследования предметов — этот раздел включал и теорию, и практику. Студентам представили шесть музейных предметов — все с уникальной историей и особыми требованиями к реставрации и экспонированию — и предложили разработать концепции выставок каждого из них. Героями этих воображаемых выставок стали настенные росписи, исторические костюмы, золоченые рамы и картуши.
Особая важность этого модуля занятий — редчайший для студентов шанс напрямую соприкоснуться с подлинными предметами Екатерининской эпохи.
Некоторые слушатели курса «Наставничество» уже имеют опыт реставрационной работы. Студентка третьего курса факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Прудниченко учится восстанавливать мебель. Недавно под руководством ее преподавателя она отреставрировала кресло из университетского музея. «Но мне хочется расширить свои знания, — говорит Ольга Прудниченко, — чтобы не зацикливаться на одном направлении, а понимать, как устроены другие специализации и мир реставрации в целом».
Елизавета Ловушкина учится на первом курсе магистратуры в ИТМО по специализации «арт-фотоника» и уже принимает участие в работе реставрационного центра в Рождествено. «Мы используем оптические методы при исследовании произведений искусства, — рассказала она. — Мне, как физику, важно узнать, чем напрямую занимаются реставраторы, чтобы лучше с ними коммуницировать, понимать их задачи с точки зрения науки».
По мнению Жанны Максименко, замдиректора Международного центра реставрации в Рождествено, куратора модуля «Предмет», именно в подобных специалистах сейчас остро нуждается современная реставрационная отрасль. «Нам в реставрационном центре такие специалисты, как Елизавета Ловушкина, очень пригодятся, — считает Жанна Максименко. — У нас большой парк современной техники, поэтому физики, особенно оптики, наши будущие сотрудники. Они основные создатели эталонных баз произведений искусства, что чрезвычайно важно для дальнейшего сохранения наследия».
Студентка четвертого курса Академии Штиглица Любовь Овчарова, будущий реставратор предметов декоративно-прикладного искусства, высоко оценила возможность работать непосредственно с музейными объектами. «Для реставратора очень важно получать информацию руками, и работа с подлинными историческими объектами — это особенно интересно, — объяснила Любовь Овчарова. — Во время учебного процесса у нас нет практики на музейных объектах, а без такого опыта невозможно стать профессионалом».
Как отмечает Мария Андреевна Шапченко, руководитель архитектурной мастерской номер 2, ООО «НИИПИ Спецреставрация», куратор модуля «Объект», опыт работы с музейными объектами появился у всех участников курса.
Студенческие проекты представили специалистам и кураторам курса 20 декабря 2023 года. Не исключено, что некоторые идеи из них могут быть реализованы.
«Реставрация в последние годы стала основным вектором жизни нашего музея-заповедника. Мы ежегодно восстанавливаем десятки объектов, многие — с помощью „Газпрома“, — рассказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — И кому, как не нам, видны проблемы этой отрасли. К сожалению, реставрация переживает сегодня не самые лучшие времена, и я уверена, что инициатива по привлечению молодежи в эту отрасль через несколько лет принесет свои плоды».
Реклама.
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
LjN8KB8kZ