18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виталий Попов: «Новый музейный центр в Рязани по сути большая фабрика»

Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

В конце декабря открылось новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, хотя это лишь первый этап переезда. О сегодняшних и предстоящих переменах нам рассказал директор РИАМЗ Виталий Попов

Ваш музей — из числа старейших в России, ему скоро исполняется 140 лет. Как он возник?

Мы знаем даже дату: музей был создан 15 июня 1884 года, это произошло на заседании Рязанской ученой архивной комиссии. Тогда он назывался историко-археологическим, и первым экспонатом стала икона мучеников Флора и Лавра XVIII века, которая была подарена полковником Мариным.

Музей не сразу был открыт для посетителей, а в 1890 году, и уже тогда коллекция насчитывала свыше 10 тыс. предметов. Сейчас у нас больше 270 тыс. предметов, но для того времени это была серьезная коллекция. Сначала музей располагался в здании присутственных мест (это практически администрация города, там когда-то работал вице-губернатором Салтыков-Щедрин).

А в 1918 году объединились городские музеи и частные коллекции, появился Губернский историко-художественный музей, который в 1923 году переехал в Рязанский кремль. Какое-то время он назывался еще Базовым среднеокским, то есть объединял музеи разных территорий, а потом был преобразован в областной краеведческий. Можно сказать, что он стал родителем многих других музеев: из него выделялись и самостоятельный художественный музей, позднее получивший имя художника-гравера и мецената Ивана Пожалостина, и музей Сергея Есенина в селе Константиново, и с десяток муниципальных музеев.

БИОГРАФИЯ
Виталий Попов

Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника

1971 родился в поселке Старожилово Рязанской области

1994 окончил Рязанское музыкальное училище им. Г. и А. Пироговых по специальности «фортепиано»

2000 получил дополнительное образование в Астраханской государственной консерватории

2003 окончил аспирантуру Астраханской государственной консерватории

2007–2009 начальник отдела управления культуры и искусства администрации города Рязани

2009 назначен на должность начальника отдела Комитета по культуре и туризму Рязанской области

2010 прошел профессиональную переподготовку в Рязанском институте развития образования по программе «Государственное и муниципальное управление»

2012 утвержден в должности исполняющего обязанности первого заместителя председателя Комитета по культуре и туризму Рязанской области

2013 занял пост первого заместителя министра культуры и туризма Рязанской области

2014 назначен на должность министра культуры и туризма Рязанской области

2022 назначен на должность директора Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника

Еще…

Теперь, столетие спустя, вы покидаете территорию кремля? Именно этим была обоснована необходимость строительства нового музейного центра за его пределами?

Было обращение Православной церкви о возвращении объектов, было соответствующее поручение правительства Российской Федерации, но понятно, что мы не могли уйти в никуда. Появилось специальное решение о строительстве нового здания для размещения экспозиций, выставок и системы фондохранения. На территории кремля у нас с этим была непростая ситуация, а мы должны развиваться дальше. Благодаря строительству такая возможность появилась: около 4 тыс. кв. м в новом здании отданы под систему фондохранения. И система эта уникальна, даже в масштабах страны, потому что кабинеты хранителей расположены прямо рядом с хранилищами. Для каждого направления — старинное дерево, ювелирные изделия, этнография, археология и так далее — предназначено отдельное хранилище.

Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

С кремлем расстаетесь полностью и навсегда?

Все объекты передаются, а земля остается за нами, и сейчас как раз тот период, когда мы обсуждаем возможности совместной работы на этой территории. Про какие-то формы мы уже понимаем: ведение экскурсионной деятельности, продолжение раскопок. Обсуждаем возможность выставок, целиком наших или совместных.

Давайте вернемся к новому музейному зданию. Оно выросло в историческом центре города. А что на этом месте раньше располагалось?

К моменту начала проектирования здесь были только парковка и сквер. А в стародавние времена территория эта относилась к острогу Переяславля-Рязанского, по ней проходила Московская дорога, на сегодняшнем входе в Центробанк стояла Московская башня. С XVIII века здесь была усадьба, в ее состав входило пять домов, но ничего к нашим дням не сохранилось. Благодаря новому зданию, кстати, в этом месте возвращена красная линия застройки.

Как раз из-за окружающей застройки габариты музейного центра были ограничены. Каким образом проектировщики вписывались в заданные параметры?

Мы считаем большим достижением то, что в историческом центре удалось найти место под новое здание. Любая локация в отдалении оказалась бы для нас проблематичной с точки зрения выстраивания работы. Нынешнее здание располагается в 500 м от кремля, занимаемая им территория — чуть больше 1 га. Проект разрабатывался с 2011 года компанией «Хоумленд архитектура», к работе подключался и Архитектурный совет города Рязани.

Стояла задача гармонично вписать музейный центр в существующую старинную застройку, в том числе по стилю и по высоте. Из-за чего и произошло погружение на более чем 5 м вниз — появились высокий цокольный этаж, огромный атриум. Здесь начинается экспозиция — раздел «Космос, рождение Земли, антропогенез, природа и человек», рядом большой сувенирный магазин, а другую часть цокольного этажа занимают уже фондовые хранилища.

Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

С левой стороны здания два высоких этажа, а с правой — три. То есть части эти разноэтажные, но укладываются в одну общую высоту. Ближе к тыльной стороне здания размещены административные кабинеты, а ближе к улице — залы с исторической экспозицией. Открылись кафе, детский центр с собственным выставочным залом. Три новых выставочных зала у нас появились в общей сложности (до сих пор их очень не хватало). Начала работать научная библиотека, планетарий, появился зал народного костюма, зал редкой книги и зал Славы, посвященный подвигам рязанцев и патриотической тематике. Очень интересна входная группа. Здесь использован прием, который был опробован в великих музеях — в Лувре и других.

У вас, как в Лувре, подземный вход?

Да, а на поверхности расположен куб, куда с улицы заходят посетители. Там можно купить билеты, получить информацию и что-нибудь приобрести в еще одной сувенирной лавке.

Как правило, посетители не вспоминают про служебные площади, хотя понятно, что музей — пространство многофункциональное, а не только выставочное и досуговое. В каких пропорциях у вас одно с другим соотносится?

Упомяну еще и реставрационную мастерскую, и складские помещения. Конечно, есть серьезнейшая охранная и противопожарная система, высокотехнологические сети коммуникаций. По сути, это такая большая фабрика. Если делить ее пространство на те зоны, куда есть доступ посетителям и куда его нет, то получается приблизительно пополам — при общей площади свыше 20 тыс. кв. м.

Переезд ведь будет поэтапным?

Сейчас мы зашли в новое здание только с первым этапом, исторические залы пока остаются в кремле. Это постепенный переход; на 2024 год нам подтвердили финансирование части проекта второго этапа экспозиции. Рассчитываем, что наше присутствие в помещениях кремля продлится до конца 2025 года.

Интерьер нового здания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Интерьер нового здания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Программа выставок открытия уже готова?

В конце декабря открылись сразу четыре выставки. Государственный исторический музей представил выставку «Российская империя», мы добавили в нее свои предметы. У нас ведь раньше не было возможности принимать большие экспозиции, поэтому сейчас многое делаем впервые. Мы же показываем нашу гордость — деревянную поли­хромную скульптуру XVII–XIX веков. Проходит также палеонтологическая выставка про Костёнки, стоянку древних людей на территории Воронежской области. И еще мы выиграли грант на проведение выставки, посвященной Старой Рязани. Интереснейшая история.

Есть у нас планы и на следующий год. Например, ждем у себя Государственный Русский музей с выставкой изобразительного искусства «Широка страна». А сами готовим выставку под названием «Рубель. Врубель»: на основе фондовой коллекции реставраторы и художники, работающие с деревом, будут демонстрировать, какой может быть мебель в новой русской стилистике, назовем это так. В общем, много идей, которые хотелось бы воплотить в следующем году.

Одно из ваших важнейших поприщ — археология. Причем не только у стен кремля, но и в Старой Рязани, и на поле Вожской битвы. Продолжаете копать?

У нас три археологические экспедиции каждый год ведут раскопки, две из них организует Институт архео­логии РАН. Здесь, на Переяславле-Рязанском, работает Владимир Игоревич Завьялов, выдающийся специалист. Экспедицию на Старой Рязани возглавляет Игорь Юрьевич Стрикалов, а под началом Дмитрия Александровича Иванова, нашего руководителя отдела археологии, работает экспедиция на территории достопримечательного места «Поле Вожской битвы», где в 1378 году произошло легендарное сражение между ратью князя Дмитрия Донского и войском Золотой Орды. Археологическое направление остается у музея одним из главных, поэтому недавно нам под археологический центр передано здание в Московском районе города. Там появятся и выставочный зал, и реставрационная мастерская, и хранилище археологических материалов, и лаборатория.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+