18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Скромная женская доля, вымирающая элита и другие важные тренды арт-рынка

Яёи Кусама. 2010. Фото: Ota Fine Arts, Tokyo,Singapore,Shanghai/Victofia Miro, London, Venice/David Zwirner, New York
Яёи Кусама. 2010.
Фото: Ota Fine Arts, Tokyo,Singapore,Shanghai/Victofia Miro, London, Venice/David Zwirner, New York
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Для отчета исследователя рынка Клэр Макэндрю, сделанного по заказу Art Basel и UBS, было опрошено почти 3 тыс. состоятельных и сверхсостоятельных коллекционеров из 11 регионов

Вымирающая элита, падение спроса на работы художников-женщин до уровня 2020 года и оживление богачей из материкового Китая — вот лишь часть интересных наблюдений из свежего «Обзора глобального коллекционирования». Для отчета, который ежегодно выпускают UBS и Art Basel, опрошено 2828 состоятельных (HNW, физические лица, активы которых превышают $1 млн) и сверхсостоятельных (UHNW, физические лица, активы которых превышают $5 млн) коллекционеров из 11 регионов мира. Результаты опроса, актуальные для первой половины 2023 года, про­анализировала эксперт Клэр Макэндрю.

Дорогих покупают все меньше

Нежелание покупателей рисковать и изменение цен в верхнем сегменте рынка (это иллюстрируют результаты недавних аукционов, прошедших неровно) подтверждаются данными отчета. Немного оживившись после пандемии, продажи произведений искусства стоимостью $1 млн и выше составляют 9% от общего объема приобретений. Это меньше, чем в 2021 году, когда данный показатель был 12%, но больше, чем в 2022-м с его скромными 4%. Средняя доля произведений искусства в активах состоятельных коллекционеров снизилась до 19% в 2023 году с пикового значения 24% в 2022-м.

Только 26% респондентов заявили, что планируют выставлять на продажу вещи из своих коллекций в ближайший год. Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда таковых было 39%, и свидетельствует о неуверенности, царящей среди коллекционеров. Для сравнения: 38% состоятельных ценителей искусства перепродали принадлежавшие им работы в 2022 и 2023 годах, что существенно меньше, чем прежде (60% составлял этот показатель в 2020 году и 49% — в 2021-м).

«В последние несколько лет не трясло только верхний ценовой сегмент рынка; в прошлом году на аукционах категория лотов за $10 млн росла единственная — все остальные падали, — отмечает Клэр Макэндрю. — Так что эти результаты — лишнее доказательство того, что элита „худеет“».

Хангама Амири. Portrait of Two Artists looking at Art Book. 2023. Фото: Art Basel
Хангама Амири. Portrait of Two Artists looking at Art Book. 2023.
Фото: Art Basel

Скромная женская доля

Один из самых интересных выводов опроса: доля работ художников-женщин в коллекциях снизилась до уровня 2020 года и составляет 39%. Тем не менее присутствие женского искусства в собраниях ультрабогатых выросло по сравнению с прошлым годом до 55%, «что говорит о том, что часть приобретений в верхнем сегменте пришлась на работы авторов-женщин». То есть поляризация, захватившая весь арт-рынок, проходит и по гендерному принципу. Правда, коллекционеры-тяжеловесы борются за произведения кучки звезд, например Луиз Буржуа или Яёи Кусамы, и при этом тратят меньше на остальных.

Макэндрю признает, что расслоение имеет место, но не согласна с тем, что проблема присутствует только на уровне продаж. «Арт-рынок часто обвиняют в фаворитизме в пользу художников-мужчин и недооценке их коллег-женщин, но все не так просто.

Женское искусство сегодня зачастую продается гораздо дороже — другое дело, что его и значительно меньше появляется на рынке. И чтобы решить проблему этого дефицита, нужно глубоко задуматься: корни ее уходят в понятие институций и всего нашего общества».

Карла Каплун. Nuestra Señora. 2020. Фото: Karla Kaplun/Gaga, Mexico City/Los Angeles
Карла Каплун. Nuestra Señora. 2020.
Фото: Karla Kaplun/Gaga, Mexico City/Los Angeles

Китайцы вернулись, но ненадолго

Согласно отчету, «эйфория среди китайских коллекционеров, возникшая после окончания пандемии», помогла поддержать рынок в этом году: усредненный коллекционер из континентального Китая показал самые высокие расходы в первой половине 2023 года — $241 тыс. на лот. Особенно ценители из Поднебесной тратились на живопись — этот пункт вырос на 20% по сравнению с 2022 годом.

Конечно, на подготовку подобных подробных исследований уходят месяцы, и результаты, похоже, уже немного устарели, судя по нынешним экономическим потрясениям в Китае. Кризис на рынке недвижимости спровоцировал закрытие нескольких музеев в КНР, недавний аукцион работ из коллекции музея «Лун» прошел весьма вяло. «Но всего через несколько месяцев ситуация может коренным образом измениться. Не думаю, что можно предсказать, что происходит сейчас в Китае, — признается Мак­эндрю. — Мне будет очень интересно увидеть ответы следующего опроса».

Мероприятий меньше, но ездят дальше

За последние три года, отмеченные пандемией, серьезно изменилось отношение к арт-ме­роприятиям: ярмаркам, биеннале, аукционам и вернисажам. Если в 2021 году наблюдался всплеск посещаемости, то в последующие два года интерес публики упал, и сейчас опрошенные коллекционеры признались, что ходят в среднем на 32 мероприятия в год — на 9 меньше, чем в 2019 году. Это, однако, не означает, что ценители искусства стали проводить больше времени на родине. По факту доля «домашних» мероприятий, на которые ходят респонденты, с 2019 года сократилась примерно на 5%, то есть состоятельные коллекционеры, возможно, экономят время, но не авиационное топливо.

Инсталляция We rise by lifting others в Палаццо Строцци, Флоренция. 2020. Фото: OKNO Studio/Artist and Palazzo Strozzi Foundation
Инсталляция We rise by lifting others в Палаццо Строцци, Флоренция. 2020.
Фото: OKNO Studio/Artist and Palazzo Strozzi Foundation

Как богатые становятся богаче

В этом году авторами отчета проведено действительно фундаментальное исследование взаимосвязи кредитования и коллекционирования искусства. Согласно отчету, 43% состоятельных коллекционеров когда-либо брали кредиты или использовали заемные средства для расширения коллекций, в том числе 30% в 2022 или 2023 году.

Более богатые и более опытные собиратели искусства, как правило, приобрели основную часть своей коллекции на кредиты. Треть сверхсостоятельных коллекционеров более 50% покупок совершили на заемные средства, в то время как среди коллекционеров с состоянием менее $5 млн таких всего 2%.

Макэндрю указывает на парадокс: очень мало коллекционеров считают себя «инвесторами» (11%), но при этом многие используют коллекции искусства в качестве залога. «Лишь небольшая часть респондентов считает, что их интересом к искусству движут деньги, но при этом финансовые преимущества коллекций очевидны. Поднимаясь по социальной лестнице, богатые все более творчески подходят к вложению капиталов — и именно поэтому остаются богатыми. А искусство, безусловно, выступает одним из инструментов, которые используются для достижения этой цели», — считает Клэр Макэндрю.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+