Вымирающая элита, падение спроса на работы художников-женщин до уровня 2020 года и оживление богачей из материкового Китая — вот лишь часть интересных наблюдений из свежего «Обзора глобального коллекционирования». Для отчета, который ежегодно выпускают UBS и Art Basel, опрошено 2828 состоятельных (HNW, физические лица, активы которых превышают $1 млн) и сверхсостоятельных (UHNW, физические лица, активы которых превышают $5 млн) коллекционеров из 11 регионов мира. Результаты опроса, актуальные для первой половины 2023 года, проанализировала эксперт Клэр Макэндрю.
Нежелание покупателей рисковать и изменение цен в верхнем сегменте рынка (это иллюстрируют результаты недавних аукционов, прошедших неровно) подтверждаются данными отчета. Немного оживившись после пандемии, продажи произведений искусства стоимостью $1 млн и выше составляют 9% от общего объема приобретений. Это меньше, чем в 2021 году, когда данный показатель был 12%, но больше, чем в 2022-м с его скромными 4%. Средняя доля произведений искусства в активах состоятельных коллекционеров снизилась до 19% в 2023 году с пикового значения 24% в 2022-м.
Только 26% респондентов заявили, что планируют выставлять на продажу вещи из своих коллекций в ближайший год. Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда таковых было 39%, и свидетельствует о неуверенности, царящей среди коллекционеров. Для сравнения: 38% состоятельных ценителей искусства перепродали принадлежавшие им работы в 2022 и 2023 годах, что существенно меньше, чем прежде (60% составлял этот показатель в 2020 году и 49% — в 2021-м).
«В последние несколько лет не трясло только верхний ценовой сегмент рынка; в прошлом году на аукционах категория лотов за $10 млн росла единственная — все остальные падали, — отмечает Клэр Макэндрю. — Так что эти результаты — лишнее доказательство того, что элита „худеет“».
Один из самых интересных выводов опроса: доля работ художников-женщин в коллекциях снизилась до уровня 2020 года и составляет 39%. Тем не менее присутствие женского искусства в собраниях ультрабогатых выросло по сравнению с прошлым годом до 55%, «что говорит о том, что часть приобретений в верхнем сегменте пришлась на работы авторов-женщин». То есть поляризация, захватившая весь арт-рынок, проходит и по гендерному принципу. Правда, коллекционеры-тяжеловесы борются за произведения кучки звезд, например Луиз Буржуа или Яёи Кусамы, и при этом тратят меньше на остальных.
Макэндрю признает, что расслоение имеет место, но не согласна с тем, что проблема присутствует только на уровне продаж. «Арт-рынок часто обвиняют в фаворитизме в пользу художников-мужчин и недооценке их коллег-женщин, но все не так просто.
Женское искусство сегодня зачастую продается гораздо дороже — другое дело, что его и значительно меньше появляется на рынке. И чтобы решить проблему этого дефицита, нужно глубоко задуматься: корни ее уходят в понятие институций и всего нашего общества».
Согласно отчету, «эйфория среди китайских коллекционеров, возникшая после окончания пандемии», помогла поддержать рынок в этом году: усредненный коллекционер из континентального Китая показал самые высокие расходы в первой половине 2023 года — $241 тыс. на лот. Особенно ценители из Поднебесной тратились на живопись — этот пункт вырос на 20% по сравнению с 2022 годом.
Конечно, на подготовку подобных подробных исследований уходят месяцы, и результаты, похоже, уже немного устарели, судя по нынешним экономическим потрясениям в Китае. Кризис на рынке недвижимости спровоцировал закрытие нескольких музеев в КНР, недавний аукцион работ из коллекции музея «Лун» прошел весьма вяло. «Но всего через несколько месяцев ситуация может коренным образом измениться. Не думаю, что можно предсказать, что происходит сейчас в Китае, — признается Макэндрю. — Мне будет очень интересно увидеть ответы следующего опроса».
За последние три года, отмеченные пандемией, серьезно изменилось отношение к арт-мероприятиям: ярмаркам, биеннале, аукционам и вернисажам. Если в 2021 году наблюдался всплеск посещаемости, то в последующие два года интерес публики упал, и сейчас опрошенные коллекционеры признались, что ходят в среднем на 32 мероприятия в год — на 9 меньше, чем в 2019 году. Это, однако, не означает, что ценители искусства стали проводить больше времени на родине. По факту доля «домашних» мероприятий, на которые ходят респонденты, с 2019 года сократилась примерно на 5%, то есть состоятельные коллекционеры, возможно, экономят время, но не авиационное топливо.
В этом году авторами отчета проведено действительно фундаментальное исследование взаимосвязи кредитования и коллекционирования искусства. Согласно отчету, 43% состоятельных коллекционеров когда-либо брали кредиты или использовали заемные средства для расширения коллекций, в том числе 30% в 2022 или 2023 году.
Более богатые и более опытные собиратели искусства, как правило, приобрели основную часть своей коллекции на кредиты. Треть сверхсостоятельных коллекционеров более 50% покупок совершили на заемные средства, в то время как среди коллекционеров с состоянием менее $5 млн таких всего 2%.
Макэндрю указывает на парадокс: очень мало коллекционеров считают себя «инвесторами» (11%), но при этом многие используют коллекции искусства в качестве залога. «Лишь небольшая часть респондентов считает, что их интересом к искусству движут деньги, но при этом финансовые преимущества коллекций очевидны. Поднимаясь по социальной лестнице, богатые все более творчески подходят к вложению капиталов — и именно поэтому остаются богатыми. А искусство, безусловно, выступает одним из инструментов, которые используются для достижения этой цели», — считает Клэр Макэндрю.