18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рынок старинных книг: азбучные истины с примерами из жизни

«Заумная книга». Крученых А., Алягров Р. (Роман Якобсон). Цветные линогравюры О. Розановой. Фото: Новое литературное обозрение
«Заумная книга». Крученых А., Алягров Р. (Роман Якобсон). Цветные линогравюры О. Розановой.
Фото: Новое литературное обозрение
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Исследование Петра Дружинина «Антикварная книга от А до Я» — одновременно и полезный справочник, и увлекательные мемуары об изнанке этого сегмента рынка — очень и очень непростого, особенно для начинающих

Коммерческая составляющая мира искусства и антиквариата постоянно привлекает внимание людей со стороны, порождая у них фантазии, порой романтические до идиотизма (как можно убедиться по фильмам и сериалам на означенную тему). Рассказы о подлинном устройстве этого мира встречаются редко. Во-первых, мало кто желает делиться секретами, связанными с деньгами и закулисными сделками. Во-вторых, мало кому даны усидчивость и умение писать.

Однако Петр Дружинин, автор труда «Антикварная книга от А до Я», не только опытный букинист, но и академический историк, на чьем счету более десятка научных монографий, большинство из которых связано с книгами, иллюстрациями в них и публикациями письменных источников. Как подчеркивается в предисловии, мир кардинально меняется и время «цеховых тайн» окончательно уходит, поэтому в этой книге автор, с одной стороны, хочет поделиться накопившимся опытом, создав своего рода учебник, а с другой — стремится запечатлеть доинтернетный мир «реальных» книжных магазинов и аукционов.

Петр Дружинин. «Антикварная книга от А до Я, или Пособие для коллекционеров и антикваров». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 608 c.
Петр Дружинин. «Антикварная книга от А до Я, или Пособие для коллекционеров и антикваров». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 608 c.

Букинисты — очевидно, из-за своего симбиоза с письменным словом — гораздо охотнее берутся за мемуары, чем антиквары-предметники. Так что книга Дружинина все-таки не уникальна, она подхватывает эстафету у таких сочинений, как «Записки букиниста» (1989) Льва Глезера, «Записки антикварного дилера» (2008) Михаила Климова, «Воспоминания сибирского книжника и антиквара» (2013) Бориса Варавы и других. Особенность книги Петра Дружинина (который, несомненно, знаком с предшественниками и даже прямо указывает на Климова как на пример для подражания) — поколенческая. Ведь он преемник их в прямом смысле: родившийся в 1974 году, он влился в букинистический рынок в 1990-е. Поэтому его воспоминания охватывают три последних десятилетия, от «малиновых пиджаков» (да, букинистов они тоже пытались крышевать) до особенностей подделывания книжных иллюстраций с помощью технологий 2020-х годов. Так что описания ситуаций, которые в наши дни уже совершенно немыслимы, перемешаны здесь с актуальными проблемами книжного рынка. Вдобавок Дружинин не забывает описать вещи универсальные вроде маний коллекционеров, опасностей подделок, законов ценообразования и прочего — порой, увы, чересчур многословно.

Часословец Швайпольта Фиоля. 1491, Краков. Фрагмент листа. Фото: Новое литературное обозрение
Часословец Швайпольта Фиоля. 1491, Краков. Фрагмент листа.
Фото: Новое литературное обозрение

Выражение «от А до Я» в заглавии использовано не просто так, а из-за структуры, выбранной автором. Это набор статей, расположенных по алфавиту: от «Антикварная книга», «Аукцион», «Бумага», «Дезидерата» до «Цензура», «Экслибрисы», «Экспертиза», «Ярмарки и рынки». В каждой статье дается полезная справочная информация, основанная на колоссальном личном опыте Дружинина и его многолетнего коллеги и соавтора Александра Соболева. Она, несомненно, пригодится каждому, кто желает сделать первые шаги в мире коллекционирования книг, хотя и опытным букинистам будет небезынтересна. Любопытен, в частности, зафиксированный автором профессиональный жаргон, которым он сыплет мимоходом, не задумываясь о его великолепии: «помоечники» — старьевщики, ищущие товар на свалках, «тянучка» — подставной покупатель на аукционах, «толстые обои» — книги, покупаемые лишь для украшения интерьера, «гнутые книги» — сомнительные по происхождению — и прочие перлы.

Магазин «Букинист» в Столешников переулке. 1986. Фото: Новое литературное обозрение
Магазин «Букинист» в Столешников переулке. 1986.
Фото: Новое литературное обозрение

Тут же приводятся занимательные истории, байки о различных эксцессах, происходящих в этом мире. Из-за трепетности темы некоторые действующие лица обозначены не полными именами, а инициалами. Многие из историй связаны с криминалом, причем настолько необычным, что обывателю подобные выкрутасы и фокусы никогда и в голову не придут. Так что тем, кто представляет себе мир антикварной книжной торговли только по роману Артуро Переса-Реверте и его экранизации с Джонни Деппом, благодаря этим воспоминаниям откроется совершенно удивительная картина. Правда, коллеги автора — современные участники букинистического рынка, прочитав книгу и узнав себя и покойных знакомых в инициалах, за которыми скрыты герои баек, считают, что в некоторых из этих рассказов истинность событий принесена в жертву занимательности.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+