До XIX века, эпохи социальных революций и урбанизации, труд простых людей мало занимал художников. В России первыми ласточками грядущего бума были крестьянские сюжеты Алексея Венецианова и Василия Тропинина. Все изменилось на волне отмены крепостного права и возникновения народничества. Как следствие появились художники-передвижники, которые в противовес академистам живописали тягости и радости работящего большинства и устраивали выставки в деревнях и селах. ХХ век насквозь трудовой. Искусство ушло в массы, а массы — в искусство. Труд, осмысленный Марксом с точки зрения философии и экономики, стал главной темой, мимо которой не проходил никто из знаковых авторов: от Казимира Малевича с его крестьянским циклом и Александра Родченко с авангардными фотографиями и коллажными плакатами с рабочим духом до Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, воспевших стройки, стахановцев и метростроек. Труд был идеей и основой нового государства — и художники молодой Советской России с искренностью и рвением брались за тему.
Ситуация изменилась, когда авангардистов объявили формалистами, а труд для художников превратился в обязательный госзаказ, который нужно было утверждать у цензоров во множестве инстанций. Победа социалистического реализма над авангардом стоила той самой искренности, без которой невозможно Искусство с большой буквы. Со временем портреты жизнерадостных трудящихся стали слишком плакатными и неубедительными. Впрочем, и среди соцреалистов было немало важных художников. Достаточно вспомнить адептов «сурового стиля» Виктора Попкова и Таира Салахова. С распадом СССР исчез госзаказ, и художники увлеклись другими сюжетами, свободными от советских шаблонов. Труд теперь чаще становился предметом иронии, нежели почитания.
В ХХI веке интерес к теме труда, особенно индустриального, начал возвращаться. Не случайно долгое время на тренды влияла Уральская индустриальная биеннале современного искусства, а бывшие заводы стремительно превращались в территории искусства, наполненные особой романтикой. Минувшим летом довольно громко прозвучала «Ночь заводов», которая прошла в 16 регионах страны. В эту тенденцию вписывается и фестиваль «Время, вперед!», он задает новый вектор художественного осмысления темы.
Фестиваль современного искусства ежегодно проводит конкурс, который завершается выставкой лучших работ в Новой Третьяковке и награждением победителей. Сейчас номинаций три: «Живопись и графика», «Скульптура и ДПИ», «Инсталляция». В этом году на смотр прислали 1,5 тыс. заявок из 400 городов России. География участников говорит сама за себя: Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Новоалтайск, Новосибирск, Орел, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск. Возраст авторов — от 18 до 75 лет. Требований к стилю или жанру нет, главное — отразить свое видение и тему. Переосмысление отношения к труду, как выясняется, вызывает огромный интерес в творческой среде.
«Основная цель фестиваля — расширить представление о том, что такое труд, — рассказывает Анатолий Любавин, член жюри фестиваля «Время, вперед!», ректор МГАХИ им. Сурикова. — Найти красоту и гармонию можно на любом предприятии. Производство — это двигатель прогресса, но на самом деле труд — везде, во всех предметах, которые нас окружают. Вот почему картины, посвященные этой теме, не только про профессиональную деятельность человека, но и про другие аспекты жизни: отдых после работы, посещение кафе или Третьяковской галереи… Труд включает все бытие, охватывает все сферы жизнедеятельности».
В этом году на выставке «Искусство труда» 200 отобранных жюри работ и произведения победителей прошлых смотров представят в экспозиции, закрученной в кольцо, где зритель движется по часовой стрелке. То есть каждый посетитель сможет прожить трудовой день вместе с героями произведений. Первое, что видишь, приходя на работу, — лица коллег. Так и тут, в кадре — трудящиеся самых разных профессий: рыбаки и доярки, сталевары и электрики, дворники и маляры, архитекторы и инженеры космических летательных аппаратов.
Следующий раздел погружает в сам процесс — в фокусе нюансы производства, будь то сложная техника или простая удочка. Рабочий день, впрочем, состоит не только из бесконечного труда — есть тут место и перерыву. Обеденная пауза станет отдельным разделом. Здесь можно будет, например, найти работу художницы Ольги Давыдовой, изобразившей оставленные вещи рабочих, которые ушли на перекус. Куртка, каска, термосы написаны не на привычном холсте, а на наждачной бумаге. В одном из залов развернется зона отдыха и для посетителей.
«Проект живет и развивается, количество участников растет, — говорит идеолог фестиваля «Время, вперед!» Константин Бабкин. — Каждый год появляются новые интересные работы. Я верю, что Россия должна совершить новую индустриализацию, выйти на новый уровень развития. Но этого не случится без людей, занятых на заводах и других предприятиях. Поэтому искусство, где они главные герои и где их деятельность в центре внимания, необходимо показывать. На выставке „Искусство труда“ будут и скульптуры, и графика, и инсталляции, и прикладное искусство. Беседы и обсуждения будут вести и искусствоведы, и философы. Будем рассуждать о путях современного искусства и о стране — о том, куда ей развиваться, глядя на отражение именно такого искусства, благодаря которому и можно добиваться высот».
Большинство работ написано с натуры, на них запечатлены реальные рабочие и вполне конкретные производства. Но проект об искусстве труда — не повторение пройденного советского опыта. Это следующий виток рассказа о труде визуальными средствами. Здесь труд становится объектом исследования современных художников, работающих в разных жанрах — от экспериментальной живописи до инсталляции. Так, скульптор Маргарита Симонова создала целый цех со станками, за которыми трудятся ткачихи. Причем ни одна из фигур в композиции не является ведущей, а все внимание сосредоточено на процессе. В следующем году на выставке могут появиться звуковые, световые, мультимедийные инсталляции.
«Пока мы сосредоточены на фестивале и выставке, — констатирует куратор проекта Татьяна Авдеева. — Но мы надеемся выйти за пределы Москвы и показывать индустриальное искусство в регионах. Тем более что большинство участников — из других городов. Труд — неотъемлемая часть жизни каждого, но в столице и мегаполисах больше офисных работников, а в регионах — больше заводов и фабрик, а значит, и людей, у которых рабочие профессии. Мы хотим, чтобы они воспринимали свою работу позитивно, гордились ею, понимали, как это важно. Чтобы благодаря искусству труд приобрел дополнительный смысл. Все современное искусство — искусство с высказыванием. Здесь произведения посвящены конкретной теме, а она широка для творческого осмысления. При этом, в отличие от соцреализма, у нас нет задачи приукрашивать трудовые будни. Работа бывает физически или интеллектуально тяжелой, дающейся большими усилиями, и все это тоже отражено художниками. Но это не отменяет того, что труд — двигатель развития общества и каждого отдельного человека. Мы показываем тему без прикрас — такой, какая она есть».
Партнерский материал
Новая Третьяковка
«Искусство труда»
До 27 января