18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Степану Разину» отныне противопоказана вольница

Открытие выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Открытие выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

В Государственном Русском музее завершилась реставрация знаменитой картины Василия Сурикова. Поскольку автор работал над этим произведением с долгими перерывами и с нарушениями технологии, полотну теперь предписан строгий режим хранения

В преддверии самой фундаментальной за последние 90 лет ретроспективной выставки Василия Сурикова (1848–1916), открывшейся недавно в Русском музее, реставраторы подготовили работы к длительному экспонированию. Особенно серьезная реставрация потребовалась одному из самых известных полотен мастера исторической живописи — картине «Степан Разин».

В последнее время это произведение могли увидеть разве что сотрудники музея: еще в 2020 году его перевели из постоянной экспозиции в фонды. Но на нынешней выставке оно все-таки представлено. «У нас появилась возможность провести масштабную реставрацию этого полотна, состояние которого давно вызывало серьезные опасения, — рассказал Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ. — В первую очередь требовалось срочное укрепление красочного слоя по всей площади картины. Кроме того, нужно было заменить дублировочные кромки и сделать новый планшетный подрамник, который минимизировал бы колебания основы и позволял картине находиться в стабильном состоянии».

Важнейшей задачей реставраторов красочного слоя картины.  Фото: Государственный Русский музей
Важнейшей задачей реставраторов красочного слоя картины.
Фото: Государственный Русский музей

«Степан Разин» — последнее из больших полотен Сурикова; его размер 3,18 на 6 м. От замысла картины до окончания работы над ней прошло больше 20 лет: первые эскизы были сделаны в 1887 году. Поначалу предполагалось, что главными героями сюжета станут казацкий атаман и персидская княжна, которую Суриков писал со своей жены Елизаветы Шаре. Через год она умерла, и художник на 12 лет забросил картину. Только в 1900 году он вновь приступил к работе, создав новую композицию, в центре которой — одинокая фигура Степана Разина, погруженного в свои мысли.

Почти год Суриков практически не покидал мастерскую, размещавшую­ся в Историческом музее в Москве, а затем отправился в путешествие по Волге и Оке. С большими перерывами он трудился над полотном до 1907 года, когда впервые представил его на 35-й Передвижной выставке. Тогда картину никто не купил, и она осталась у автора.

Процесс реставрации картины «Степан Разин». Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации картины «Степан Разин».
Фото: Государственный Русский музей

Суриков продолжал переписывать ее до 1910 года, затем она хранилась свернутой в рулон. Когда в 1911 году художнику предложили показать ее на Всемирной выставке в Риме, он согласился. «Сдаюсь на вашу просьбу и разворачиваю картину „Степан Разин“, чтобы осмотреть, так как она была свернута более года», — написал он Дмитрию Толстому, тогдашнему директору Эрмитажа и генеральному комиссару русского отделения выставки. К тому времени у картины наконец появился владелец, банкир Василий Винтерфельдт, который и отвез работу на выставку в Рим. Из его коллекции в 1918 году полотно попало в Русский музей.

Предыдущая научная реставрация «Степана Разина» проходила почти 60 лет назад, но деструкцию красочного слоя остановить тогда не удалось. Именно поэтому три года назад было решено убрать картину из постоянной экспозиции. Главными причинами разрушений стали длительный срок работы художника над полотном и большие перерывы в этом процессе. Спустя время поверхность картины окисляется, на нее оседает пыль, писать сразу по прежнему слою нельзя, его необходимо специальным образом подготовить. Как полагают специалисты, Василий Суриков не делал этого, и теперь краски расслаиваются по всей площади полотна.

Процесс реставрации картины «Степан Разин». Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации картины «Степан Разин».
Фото: Государственный Русский музей

«Картина вся больная, ведь Суриков постоянно что-то переписывал, не соблюдая правил обработки слоев, — рассказала нашему изданию Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи. — Мы восстанавливали единство красочного слоя, убирали изломы, возвращая картине крепкое состояние и целостность».

По мнению специалистов, реставрация позволит сохранить фактурную, многослойную живопись, но это полотно больше не покинет стены Русского музея. «Все остальные работы Сурикова могут путешествовать, но не эта, — уверен Марат Дашкин. — Даже несмотря на наши консервационные действия, процессы расслоения могут продолжаться, поэтому „Степан Разин“ останется невыездным». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+