18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Создано природой, увековечено наукой, сохранено собирателем

Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта. Фото: Imperial Royal Geological Institute
Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта.
Фото: Imperial Royal Geological Institute
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Коллекция редких изображений, которые возникли благодаря взаимодействию технологий с природными объектами — от папоротников до метеоритов, представлена в альбоме, изданном в Принстоне. Большинство из этих оттисков сделано еще в XVIII и XIX веках

В книге «Запечатлевая природу» представлена необыкновенная коллекция, собранная одним из авторов этого издания, нью-йоркским книготорговцем Мэттью Цукером. Читателю открывается доступ к фолиантам с природными оттисками 1733–1902 годов. Некоторые страницы воспроизведены в натуральную величину, другие — в виде увеличенных фрагментов, чтобы продемонстрировать интригующие детали изображений. Этот альбом буквально упивается своей тематикой, предлагая всем и каждому получить от нее удовольствие.

Но что такое природная печать? Это важно понимать, поскольку, листая книгу, переходя от просто красивых изображений к потрясающим, не всякий читатель сообразит, чем именно он любуется. Листья с похожими на скелеты прожилками в сепии, приглушенных цветов папоротники с вьющимися усиками, растения с корнями — что за странный гербарий? как это сделано?

Matthew Zucker, Pia Östlund. Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing. Abrams & Chronicle Books; Princeton Architectural Press. 360 с. $100, £75. На английском языке
Matthew Zucker, Pia Östlund. Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing. Abrams & Chronicle Books; Princeton Architectural Press. 360 с. $100, £75. На английском языке

Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта. Таким способом можно «портретировать» не только растения, но и другие предметы. Наряду с изображениями растений в книге встречаются страницы, заполненные отпечатками поверхностей полудрагоценных камней и метеоритов, морских звезд, змеиных шкур и даже летучей мыши.

Альбом рассказывает об истории природной печати, ее разновидностях и технологиях. Более или менее подробно здесь объясняются 45 различных методов печати, обнаруженных в книгах и журналах из коллекции Цукера. Прежде всего методы печати делятся на техники прямого и косвенного оттиска. В простейшем случае прямая печать включает в себя нанесение чернил на поверхность природного объекта и прижимание его к бумаге, хотя это может сопровождаться и другими процессами: например, травлением срезов метеоритов кислотой для выявления рисунка поверхности или использованием техники «разбрызгивания» и цианотипии без применения фотокамеры.

Косвенные методы подразумевают перенос оттисков на печатную форму, клише или литографский камень. Они включают в себя несколько сложных методов глубокой печати, разработанных Алоисом Ауэром (1813–1869), в том числе его Naturselbstdruck («самопечать природы») — общий термин, который сегодня часто применяется к любой природной печати. Ауэр был директором типографии в Вене, он сравнивал свое открытие — «как сама природа обеспечивает процесс печати» — с изобретением письменности или печатного станка Иоганна Гутенберга.

Отпечаток, полученный Францем Лейдольтом, австрийским ботаником, открывшим метод природной печати с агатов и других разновидностей кварца. Фото: Imperial Royal Geological Institute
Отпечаток, полученный Францем Лейдольтом, австрийским ботаником, открывшим метод природной печати с агатов и других разновидностей кварца.
Фото: Imperial Royal Geological Institute

Помимо объяснений методов печати, в книге собраны эссе, которые охватывают буквально всё, что имеет отношение к теме: от вклада, который привнес в природную печать Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, до связи ее с фотографией. Представлен, в частности, перевод эссе Эрнста Фишера 1933 года «Две сотни лет природной печати». «Моя работа — это, пожалуй, первая публикация о природной печати, которую можно считать достоверной», — утверждает он в заключении. Предложен вниманию читателей и собственный текст Ауэра, который он издал когда-то под заголовком «Открытие естественного процесса печати».

Тем не менее можно придраться к оформлению и структуре книги. Блоки иллюстраций, размещенные в начале и конце тома, смещают страницу содержания и указатель с их обычных мест, что затрудняет навигацию. Поиск информации не интуитивен, поэтому пояснения Пии Эстлунд касательно структуры издания обязательны к прочтению. Изображения — самая сильная сторона этого издательского проекта, но не вполне понятно, как сопоставлять их с различными методами печати, описанными в центральной части тома.

При всем богатстве материала книга не представляет собой исчерпывающее исследование. Она базируется на фондах коллекции Цукера, которая начинается с 1730-х годов, и поэтому не включает более ранние примеры, восходящие к Средневековью. И все же невозможно не восхищаться произведениями Алоиса Ауэра, Генри Брэдбери, Иоганна Иеронима Книпхофа, Константина фон Эттингсхаузена и многих других, работавших в тот период, когда природная печать превратилась в серьезный научный процесс. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+