В книге «Запечатлевая природу» представлена необыкновенная коллекция, собранная одним из авторов этого издания, нью-йоркским книготорговцем Мэттью Цукером. Читателю открывается доступ к фолиантам с природными оттисками 1733–1902 годов. Некоторые страницы воспроизведены в натуральную величину, другие — в виде увеличенных фрагментов, чтобы продемонстрировать интригующие детали изображений. Этот альбом буквально упивается своей тематикой, предлагая всем и каждому получить от нее удовольствие.
Но что такое природная печать? Это важно понимать, поскольку, листая книгу, переходя от просто красивых изображений к потрясающим, не всякий читатель сообразит, чем именно он любуется. Листья с похожими на скелеты прожилками в сепии, приглушенных цветов папоротники с вьющимися усиками, растения с корнями — что за странный гербарий? как это сделано?
Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта. Таким способом можно «портретировать» не только растения, но и другие предметы. Наряду с изображениями растений в книге встречаются страницы, заполненные отпечатками поверхностей полудрагоценных камней и метеоритов, морских звезд, змеиных шкур и даже летучей мыши.
Альбом рассказывает об истории природной печати, ее разновидностях и технологиях. Более или менее подробно здесь объясняются 45 различных методов печати, обнаруженных в книгах и журналах из коллекции Цукера. Прежде всего методы печати делятся на техники прямого и косвенного оттиска. В простейшем случае прямая печать включает в себя нанесение чернил на поверхность природного объекта и прижимание его к бумаге, хотя это может сопровождаться и другими процессами: например, травлением срезов метеоритов кислотой для выявления рисунка поверхности или использованием техники «разбрызгивания» и цианотипии без применения фотокамеры.
Косвенные методы подразумевают перенос оттисков на печатную форму, клише или литографский камень. Они включают в себя несколько сложных методов глубокой печати, разработанных Алоисом Ауэром (1813–1869), в том числе его Naturselbstdruck («самопечать природы») — общий термин, который сегодня часто применяется к любой природной печати. Ауэр был директором типографии в Вене, он сравнивал свое открытие — «как сама природа обеспечивает процесс печати» — с изобретением письменности или печатного станка Иоганна Гутенберга.
Помимо объяснений методов печати, в книге собраны эссе, которые охватывают буквально всё, что имеет отношение к теме: от вклада, который привнес в природную печать Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, до связи ее с фотографией. Представлен, в частности, перевод эссе Эрнста Фишера 1933 года «Две сотни лет природной печати». «Моя работа — это, пожалуй, первая публикация о природной печати, которую можно считать достоверной», — утверждает он в заключении. Предложен вниманию читателей и собственный текст Ауэра, который он издал когда-то под заголовком «Открытие естественного процесса печати».
Тем не менее можно придраться к оформлению и структуре книги. Блоки иллюстраций, размещенные в начале и конце тома, смещают страницу содержания и указатель с их обычных мест, что затрудняет навигацию. Поиск информации не интуитивен, поэтому пояснения Пии Эстлунд касательно структуры издания обязательны к прочтению. Изображения — самая сильная сторона этого издательского проекта, но не вполне понятно, как сопоставлять их с различными методами печати, описанными в центральной части тома.
При всем богатстве материала книга не представляет собой исчерпывающее исследование. Она базируется на фондах коллекции Цукера, которая начинается с 1730-х годов, и поэтому не включает более ранние примеры, восходящие к Средневековью. И все же невозможно не восхищаться произведениями Алоиса Ауэра, Генри Брэдбери, Иоганна Иеронима Книпхофа, Константина фон Эттингсхаузена и многих других, работавших в тот период, когда природная печать превратилась в серьезный научный процесс.