Писатель и искусствовед Майкл Пеппиатт не скрывает своих пристрастий в искусстве. В 2015 году он опубликовал мемуары, посвященные дружбе с Фрэнсисом Бэконом («Фрэнсис Бэкон у тебя в крови»). В новой книге «Жизнь Джакометти в Париже» автор помещает в центр внимания другого своего героя — швейцарского скульптора Альберто Джакометти (1901–1966), рассматривая его жизнь и творчество в контексте города, где в убогой мастерской скульптор создавал работы, которые сейчас продаются за миллионы.
«Меня интересуют самые разные художники, но Джакометти и Бэкон были моей навязчивой идеей на протяжении 60 лет! — рассказывает Пеппиатт The Art Newspaper. — Они сформировали меня, потому что были своего рода отцовскими фигурами». Новая книга, как пишет автор в предисловии, представляет собой «парный портрет, на котором одаренный человек и волшебный город стоят лицом к лицу и рефлексируют».
Книга начинается с рассказа Пеппиатта о его прибытии в Париж в 1966 году для работы в журнале Realités. Он поселился в квартире в районе Алезия, которая оказалась в двух шагах от студии, где Джакометти провел большую часть своей творческой жизни. «Бэкон дал мне рекомендательное письмо к нему, я несколько раз пытался его доставить, а потом узнал, что Джакометти умер на той же неделе в Швейцарии. Одержимость выросла из того, что я не смог познакомиться с ним лично и попасть в его мир. В качестве компенсации я собрал коллекцию книг, каталогов и фотографий». В исследованиях ему помогали жена Джакометти Аннетт и его брат Диего, тоже художник.
Ядро книги составляет рассказ Пеппиатта о личностях, значительно повлиявших на Джакометти. Например, автор говорит о периоде, проведенном под чарами сюрреалистов, особенно Андре Бретона и Мишеля Лейриса. «[Бретон], безусловно, самый умный и чувствительный человек, которого я знаю, и единственный, у кого я научился столь многому», — писал Джакометти отцу в июне 1933 года. Правда, в феврале 1935-го он был официально исключен из группы сюрреалистов. Тем не менее Лейрис, опубликовавший в 1929 году в журнале Documents первую статью о творчестве Джакометти, поддерживал с ним отношения до конца жизни художника.
Статья Жан-Поля Сартра к выставке Джакометти 1948 года в Нью-Йорке до сих пор остается ключевой работой, осмысляющей творчество скульптора. «Этот текст оказал тогда потрясающее влияние, в нем есть чудесные фразы, такие как „вырезать жир из пространства“, которые и сегодня заставляют замереть, — говорит Пеппиатт. — Сартру и Джакометти нравилось разговаривать друг с другом. Симона де Бовуар сожалела, что эти разговоры не были записаны, и я думаю, что Сартр многое почерпнул из тех бесед».
На протяжении всей книги автор рассматривает постепенное развитие мастерства Джакометти. Например, в 1930 году тот выставил скульптуру «Подвешенный шар» в парижской галерее Пьера Леба вместе с работами Ханса Арпа и Жоана Миро. Тогда это произведение стало, по словам Пеппиатта, «метафорой накопившегося разочарования». Он также отмечает, что «между 1952 и 1954 годами, после бурного периода международного успеха, работа Альберто стала более целенаправленной».
Любовь мира искусства к Джакометти по-прежнему жива, его статус закреплен планами по созданию огромного нового музея в Париже, который должен открыться в 2026 году (нынешние 350 кв. м в Фонде Джакометти вырастут до 6 тыс. кв. м с переездом в здание Вокзала инвалидов). «Я рад, что Джакометти теперь обретет свой „дворец“, как Пабло Пикассо, — говорит Майкл Пеппиатт. — Хотя сама идея переноса его искусства в огромное пространство противоречива. В конце концов, творчество Джакометти возникло из постоянной редукции, истощения и прореживания до костей, чтобы раскрыть суть и истину человеческого существования».