18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Если не встретился с Джакометти лично — узнай его заочно

Одна из последних фотографий Альберто Джакометти. 1966. Фото: Science History Images / Alamy Stock Photo
Одна из последних фотографий Альберто Джакометти. 1966.
Фото: Science History Images / Alamy Stock Photo
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Писатель Майкл Пеппиатт рисует картину жизни художника в Париже. Автор книги не скрывает разочарования из-за того, что не успел познакомиться со своим героем при его жизни, и компенсирует эту «невстречу» подробнейшими биографическими изысканиями

Писатель и искусствовед Майкл Пеппиатт не скрывает своих пристрастий в искусстве. В 2015 году он опубликовал мемуары, посвященные дружбе с Фрэнсисом Бэконом («Фрэнсис Бэкон у тебя в крови»). В новой книге «Жизнь Джакометти в Париже» автор помещает в центр внимания другого своего героя — швейцарского скульптора Альберто Джакометти (1901–1966), рассматривая его жизнь и творчество в контексте города, где в убогой мастерской скульптор создавал работы, которые сейчас продаются за миллионы.

«Меня интересуют самые разные художники, но Джакометти и Бэкон были моей навязчивой идеей на протяжении 60 лет! — рассказывает Пеппиатт The Art Newspaper. — Они сформировали меня, потому что были своего рода отцовскими фигурами». Новая книга, как пишет автор в предисловии, представляет собой «парный портрет, на котором одаренный человек и волшебный город стоят лицом к лицу и рефлексируют».

Книга начинается с рассказа Пеппиатта о его прибытии в Париж в 1966 году для работы в журнале Realités. Он поселился в квартире в районе Алезия, которая оказалась в двух шагах от студии, где Джакометти провел большую часть своей творческой жизни. «Бэкон дал мне рекомендательное письмо к нему, я несколько раз пытался его доставить, а потом узнал, что Джакометти умер на той же неделе в Швейцарии. Одержимость выросла из того, что я не смог познакомиться с ним лично и попасть в его мир. В качестве компенсации я собрал коллекцию книг, каталогов и фотографий». В исследованиях ему помогали жена Джакометти Аннетт и его брат Диего, тоже художник.

Michael Peppiatt. Giacometti in Paris: A Life. Bloomsbury Publishing. 352 с. £30. На англий- ском языке
Michael Peppiatt. Giacometti in Paris: A Life. Bloomsbury Publishing. 352 с. £30. На англий- ском языке

Ядро книги составляет рассказ Пеппиатта о личностях, значительно повлиявших на Джакометти. Например, автор говорит о периоде, проведенном под чарами сюрреалистов, особенно Андре Бретона и Мишеля Лейриса. «[Бретон], безусловно, самый умный и чувствительный человек, которого я знаю, и единственный, у кого я научился столь многому», — писал Джакометти отцу в июне 1933 года. Правда, в феврале 1935-го он был официально исключен из группы сюрреалистов. Тем не менее Лейрис, опубликовавший в 1929 году в журнале Documents первую статью о творчестве Джакометти, поддерживал с ним отношения до конца жизни художника.

Статья Жан-Поля Сартра к выставке Джакометти 1948 года в Нью-Йорке до сих пор остается ключевой работой, осмысляющей творчество скульптора. «Этот текст оказал тогда потрясающее влияние, в нем есть чудесные фразы, такие как „вырезать жир из пространства“, которые и сегодня заставляют замереть, — говорит Пеппиатт. — Сартру и Джакометти нравилось разговаривать друг с другом. Симона де Бовуар сожалела, что эти разговоры не были записаны, и я думаю, что Сартр многое почерпнул из тех бесед».

На протяжении всей книги автор рассматривает постепенное развитие мастерства Джакометти. Например, в 1930 году тот выставил скульптуру «Подвешенный шар» в парижской галерее Пьера Леба вместе с работами Ханса Арпа и Жоана Миро. Тогда это произведение стало, по словам Пеппиатта, «метафорой накопившегося разочарования». Он также отмечает, что «между 1952 и 1954 годами, после бурного периода международного успеха, работа Альберто стала более целенаправленной».

Любовь мира искусства к Джакометти по-прежнему жива, его статус закреплен планами по созданию огромного нового музея в Париже, который должен открыться в 2026 году (нынешние 350 кв. м в Фонде Джакометти вырастут до 6 тыс. кв. м с переездом в здание Вокзала инвалидов). «Я рад, что Джакометти теперь обретет свой „дворец“, как Пабло Пикассо, — говорит Майкл Пеппиатт. — Хотя сама идея переноса его искусства в огромное пространство противоречива. В конце концов, творчество Джакометти возникло из постоянной редукции, истощения и прореживания до костей, чтобы раскрыть суть и истину человеческого существования».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+