18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Салоны Дени Дидро: возвращение в Петербург

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Великий просветитель приезжал в Санкт-Петербург в 1773 году, и вот 250 лет спустя он вернулся: в Эрмитаже проходит выставка, посвященная Дидро — художественному критику и его любимым художникам. Перед этим «Салоны Дидро» были показаны в Москве

Совершив путешествие из Москвы в Петербург, проект не изменился в объеме — 210 произведений живописи, графики и скульптуры из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и ряда музеев-заповедников, но поменял контекст. Выставка, которая проходит при поддержке Банка ВТБ, размещена в Николаевском зале Зимнего дворца.

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Сюда приходили почтой из Парижа, культурной столицы XVIII века, рукописные журналы Correspondance. Издатель, барон Мельхиор Гримм, распространял их крошечным тиражом среди европейских правителей. В 1757 году Гримм привлек в качестве арт-критика своего друга Дени Дидро с целью освещать парижские биеннале XVIII века, которые тогда назывались салонами (это слово не имело нынешних ироничных коннотаций). К участию в них допускались только члены Королевской академии живописи и скульптуры, а также кандидаты в нее.

Философу-просветителю так понравилась новая деятельность, что он проработал на Correspondance много лет, опубликовав девять статей — о каждом салоне с 1759 по 1771 год, а также о салонах 1775 и 1781 годов. Первая пауза была вызвана приездом в Россию. В 1773-м Дидро, уже имевший почтенное звание библиотекаря императрицы Екатерины II, прибыл в Петербург. Две звезды эпохи Просвещения часто общались, но остались каждый при собственном мнении о том, как «обустроить Россию».

Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Фото: Государственный Эрмитаж
Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году.
Фото: Государственный Эрмитаж

В это же время приглашенный на берега Невы по совету Дидро Этьен Фальконе работает над памятником Петру I, который с легкого пера Пушкина назовут Медным всадником. По некоторым сведениям, образ царя-реформатора придумал именно Дидро, и позднее консультировавший скульптора. «Вот вам человек, наделенный истинной гениальностью со всеми ее приметами и несообразностями», — сообщал Дидро-критик в одной из рецензий на работы Фальконе. В 1773 году Екатерина II при содействии просветителя приобрела коллекцию Пьера Кроза. Теперь картины из нее являются одним из столпов эрмитажного собрания европейского искусства.

В фокусе петербургской версии «Салонов Дени Дидро» его любимые художники: Франсуа Буше, Карл Ванлоо, Жан-Батист Грёз, Жан-Батист Симеон Шарден, увиденные глазами самого знаменитого искусствоведа своего времени. «Меня трудно обмануть — природа дала мне вкус и способность суждения», — заметил Дидро в переписке с Гриммом.

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Эмблемой выставки стали «Паралитик» Грёза и «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена. «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись», — искренне пишет Дидро о первой из картин. И дальше подробно объясняет, почему еду главному персонажу подает зять, а не дочь: дело в том что старик выбрал дочери в мужья хорошего человека. К тому же, если дочь и ее мужа поменять местами, то в ряд выстроятся четыре женские головы. «Это невыносимо», — тонко подмечает критик. Прочитав текст, Екатерина II приобрела картину у художника.

Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств». Фото: Государственный Эрмитаж, 2024
Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств».
Фото: Государственный Эрмитаж, 2024

Характеристика Шардена такова: «…Человек думающий; он знает толк в теории искусства; маленькие фигурки он пишет столь искусно, что они кажутся большими. Впечатление не зависит ни от размеров полотна, ни от величины изображаемых предметов». «Натюрморт» создан по заказу Екатерины II.

Про «Рождество» Буше: «Признаю, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки; что младенец неестественно розового цвета; но Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви».

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Как и в Москве, в Петербурге предстоит состязание качественных картин и качественных текстов. В любом случае победит зритель.  

Государственный Эрмитаж
«Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
До 17 марта

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+