18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новые камни старых руин: какой будет восстановленная усадьба Покровское-Стрешнево

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сохранившиеся исторические постройки и парк приспособят для современного использования. Согласно первоначальному плану реставрации здесь должен разместиться культурно-досуговый центр, и в любом случае усадьба будет открыта для посещения

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Уже к середине осени здесь восстановили все сохранившиеся постройки: господский дом XVIII–XIX веков, оранжерею, вотчинный храм XVII века, угловую башенку из красного кирпича. Завершить работы обещают до конца 2023 года.

Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909. Фото: pastvu.ru
Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909.
Фото: pastvu.ru

За восстановление усадьбы, которая сегодня находится в собственности города, отвечает ГПБУ «Мосприрода», подведомственное столичному департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Реставрационные работы начались в 2022 году. За это время удалось привести в порядок главный дом и соседние постройки, находившиеся в аварийном состоянии. За десятилетия, пока усадьба была заброшена, заметно повредились кирпичная кладка и деревянные перекрытия, разрушились окна, лепнина потолков, полы и лестницы. Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.

Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Реставраторам удалось восстановить угловые камины в гостиных, сохранившуюся керамическую плитку, настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Однако большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг, потому что подлинные образцы были утрачены во время войны, а затем в 1990-е и 2000-е. По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.

По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Планы по приспособлению Покровского-Стрешнева под новые функции пока под вопросом: в утвержденном в 2020 году проекте реставрации усадьбы говорится о создании на его базе культурно-досугового центра. Детали этого плана власти пока не раскрывают; понятно лишь, что усадьба станет открытой для посетителей и войдет в хозяйственный оборот города. Примеры такого использования архитектурных памятников уже есть.

Покровское-Стрешнево: усадьба, музей дворянского быта, НИИ, санаторий, представительский дом, «заброшка»3

История усадьбы Покровское-Стрешнево насчитывает три с половиной столетия, ее владельцы неоднократно сменялись. Главный дом в стиле зрелого классицизма возведен на рубеже XVIII–XIX веков для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. При ней же появились ванный домик на реке Химка и шесть оранжерей, из которых сегодня сохранилась лишь одна. Последней владелицей усадьбы была Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. По ее распоряжению в 1878 году главный дом перестроили по проекту архитектора Александра Резанова при участии Константина Терского. В результате центральный вход был перенесен на южную сторону, а экстерьер заменен с классицистического на псевдорусский — на месте исчезнувших ранее флигелей были выстроены боковые крылья из красного кирпича. Позднее здесь появилась новая каменная ограда с угловыми башнями и центральными башенками, спроектированная архитекторами Александром Поповым и Федором Кольбе. Последнее изменение облика главного дома произошло в 1910–1914 годах, когда над его центральной частью возвели две большие деревянные башни и ряд более мелких башенок (позднее утрачены).

В первые годы советской власти в Покровском-Стрешневе открыли музей «упаднического дворянского быта», просуществовавший около десяти лет. Затем в усадьбе располагались НИИ и санаторий. Усадебный комплекс сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, главный дом пережил несколько пожаров. До середины 1990-х годов усадьба принадлежала компании «Аэрофлот» — здесь организовали дом отдыха воздушного флота, а затем исследовательский институт. В брежневскую эпоху появился проект приспособления усадьбы под дом приемов международных связей «Аэрофлота», но он так и остался на бумаге, а усадьба тем временем продолжала разрушаться. В 1992 году в Покровском-Стрешневе произошел пожар, в результате дом пришел в аварийное состояние: были повреждены кровля, мезонин и частично второй этаж, интерьеры, полностью разрушилась оранжерея. Все последующие годы усадьба пребывала в заброшенном состоянии. В 2012 году ее передали на баланс Высшей школы экономики, однако четыре года спустя университет отказался от использования усадьбы. В 2017 году Покровское-Стрешнево передано в оперативное управление правительству Москвы.

Еще…

Этим летом в столице прошел фестиваль «Усадьбы Москвы», в рамках которого несколько архитектурно-парковых ансамблей представили свою культурную программу из литературных чтений, лекций, концертов и иммерсивных спектаклей. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+