18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые камни старых руин: какой будет восстановленная усадьба Покровское-Стрешнево

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сохранившиеся исторические постройки и парк приспособят для современного использования. Согласно первоначальному плану реставрации здесь должен разместиться культурно-досуговый центр, и в любом случае усадьба будет открыта для посещения

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Уже к середине осени здесь восстановили все сохранившиеся постройки: господский дом XVIII–XIX веков, оранжерею, вотчинный храм XVII века, угловую башенку из красного кирпича. Завершить работы обещают до конца 2023 года.

Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909. Фото: pastvu.ru
Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909.
Фото: pastvu.ru

За восстановление усадьбы, которая сегодня находится в собственности города, отвечает ГПБУ «Мосприрода», подведомственное столичному департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Реставрационные работы начались в 2022 году. За это время удалось привести в порядок главный дом и соседние постройки, находившиеся в аварийном состоянии. За десятилетия, пока усадьба была заброшена, заметно повредились кирпичная кладка и деревянные перекрытия, разрушились окна, лепнина потолков, полы и лестницы. Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.

Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Реставраторам удалось восстановить угловые камины в гостиных, сохранившуюся керамическую плитку, настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Однако большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг, потому что подлинные образцы были утрачены во время войны, а затем в 1990-е и 2000-е. По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.

По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Планы по приспособлению Покровского-Стрешнева под новые функции пока под вопросом: в утвержденном в 2020 году проекте реставрации усадьбы говорится о создании на его базе культурно-досугового центра. Детали этого плана власти пока не раскрывают; понятно лишь, что усадьба станет открытой для посетителей и войдет в хозяйственный оборот города. Примеры такого использования архитектурных памятников уже есть.

Покровское-Стрешнево: усадьба, музей дворянского быта, НИИ, санаторий, представительский дом, «заброшка»3

История усадьбы Покровское-Стрешнево насчитывает три с половиной столетия, ее владельцы неоднократно сменялись. Главный дом в стиле зрелого классицизма возведен на рубеже XVIII–XIX веков для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. При ней же появились ванный домик на реке Химка и шесть оранжерей, из которых сегодня сохранилась лишь одна. Последней владелицей усадьбы была Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. По ее распоряжению в 1878 году главный дом перестроили по проекту архитектора Александра Резанова при участии Константина Терского. В результате центральный вход был перенесен на южную сторону, а экстерьер заменен с классицистического на псевдорусский — на месте исчезнувших ранее флигелей были выстроены боковые крылья из красного кирпича. Позднее здесь появилась новая каменная ограда с угловыми башнями и центральными башенками, спроектированная архитекторами Александром Поповым и Федором Кольбе. Последнее изменение облика главного дома произошло в 1910–1914 годах, когда над его центральной частью возвели две большие деревянные башни и ряд более мелких башенок (позднее утрачены).

В первые годы советской власти в Покровском-Стрешневе открыли музей «упаднического дворянского быта», просуществовавший около десяти лет. Затем в усадьбе располагались НИИ и санаторий. Усадебный комплекс сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, главный дом пережил несколько пожаров. До середины 1990-х годов усадьба принадлежала компании «Аэрофлот» — здесь организовали дом отдыха воздушного флота, а затем исследовательский институт. В брежневскую эпоху появился проект приспособления усадьбы под дом приемов международных связей «Аэрофлота», но он так и остался на бумаге, а усадьба тем временем продолжала разрушаться. В 1992 году в Покровском-Стрешневе произошел пожар, в результате дом пришел в аварийное состояние: были повреждены кровля, мезонин и частично второй этаж, интерьеры, полностью разрушилась оранжерея. Все последующие годы усадьба пребывала в заброшенном состоянии. В 2012 году ее передали на баланс Высшей школы экономики, однако четыре года спустя университет отказался от использования усадьбы. В 2017 году Покровское-Стрешнево передано в оперативное управление правительству Москвы.

Еще…

Этим летом в столице прошел фестиваль «Усадьбы Москвы», в рамках которого несколько архитектурно-парковых ансамблей представили свою культурную программу из литературных чтений, лекций, концертов и иммерсивных спектаклей. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+