18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен
Александр Бенуа. «Вечером». 1951.
Фото: Бослен
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом, да еще и значительном художнике. Именно такой подход нашел воплощение в новом труде Михаила Сеславинского «Книжный мир Александра Бенуа»

Увесистый том имеет подзаголовок «Этюды исследователя и коллекционера», и эта формулировка подразумевает чуть ли не наибольшее удовольствие, которое можно получить от книги. Она написана известнейшим почитателем книжной культуры, библиофилом Михаилом Сеславинским. Помимо представления одного из направлений творчества Александра Бенуа (1870–1960) — книжной графики, или, как сказано в тексте, «шире, книжного мира», этот труд выявляет интересы, пристрастия, мнения, человеческие черточки самого автора.

Своим качеством издание удовлетворило бы, наверное, и главного его героя — художника чрезвычайно чуткого к рисунку, композиции книжной страницы, красоте деталей. У тяжелой книги обложка цвета слоновой кости с синим, изысканный орнаментальный форзац, продуманное расположение иллюстраций. Главы иногда посвящены хронологическим периодам, будь то первые годы советской власти или эмиграция, иногда крупным проектам или отдельным темам. Например, «Меркантильная глава» — история цен на книги, созданные или иллюстрированные Александром Бенуа. Лирическое отступление в ней рассказывает о молодых годах автора, родившегося в Дзержинске и учившегося в Горьковском (Нижегородском) университете. Чуть дальше Сеславинский дает зарисовки характеров русских коллекционеров книжной графики Бенуа, своих предшественников и современников. «Пожалуй, коллекционирование книжной графики — это высший пилотаж для собирателя», — считает он.

Михаил Сеславинский. «Книжный мир Александра Бенуа». М.: Бослен, 2023. 320 с., ил
Михаил Сеславинский. «Книжный мир Александра Бенуа». М.: Бослен, 2023. 320 с., ил

Ряд глав посвящен крупнейшим проектам Бенуа: журналу «Мир искусства», главным идеологом которого он был, сотрудничеству с журналом «Золотое руно» и альманахом «Шиповник», искусствоведческим работам, почтовым карточкам для Общины святой Евгении, альбому «Версаль». Все они наполнены подробностями, цитатами из дневников и переписки и иллюстрированы работами из коллекции автора.

Выбирать что-то наиболее увлекательное было бы вкусовщиной, но описания издательских проектов — «Азбуки в картинах» (1904) или «Картин по русской истории» (1908–1914) — представляют Александра Бенуа не только как художника, запечатлевшего свою эпоху, но и как просветителя, личность почти возрожденческого масштаба. «Азбука» вызвала критику современников — своей дороговизной, излишне насыщенными цветами в полиграфии («неметчиной») и не самыми очевидными сюжетами, выбранными для иллюстрации букв. Но если учесть, что рисунки в ней адресованы не только детям, но и взрослым и были созданы в пиковые годы эпохи модерн, то листы «Жмурки — Жуки» или «Щеголь — Щетки» раскрываются во всей их обворожительности. Для современных библиофилов полная «Азбука» остается вожделенным трофеем.

Еще один образовательный проект с участием Бенуа — выпуск наглядных пособий для школ издательством Иосифа Кнебеля. Тогда было решено, что нужны изменения в области преподавания отечественной истории, «живая характеристика» той или иной эпохи. Цикл хромолитографий иллюстрировал историю от «Киевской Руси» до «Всероссийской Руси». В проекте были задействованы братья Васнецовы, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Евгений Лансере — и Александр Бенуа, сделавший семь сюжетов эпохи Петра Великого и Павла I, личное отношение к которым у него «как бы оттенило историческую правду», пишет автор.

Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С.  Пушкина «Медный всадник». 1903–1922. Фото: Бослен
Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1903–1922.
Фото: Бослен

Книга заканчивается символической главой «Бенуа как читатель». В ней Сеславинский, в коллекции которого находится 31 том из служебной библиотеки художника (в бытность того заведующим картинной галереей Эрмитажа) и еще несколько изданий парижского периода, анализирует пометки на их полях. И приводит свою «библиофильскую версию» о том, что последней книгой в руках Бенуа была «Гоголь в кругу художников: очерки» (1955) советского академика Николая Машковцева. Эмоциональные пометки (напротив текста «Принципы социалистического реализма являются общими принципами для всего советского искусства» Бенуа комментирует: «Какой ужас!») внезапно заканчиваются посреди последней главы — не исключено, что со смертью художника в Париже. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+