18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит выставка произведений московских художников «Всякие сказки», уже успевшая объехать несколько городов

«Всякие сказки» — не просто выставка: это передвижной выставочный проект, с которым уже смогли познакомиться Новосибирск, Красноярск, Самара, Нижний Новгород. До апреля работы 11 известных московских художников смогут увидеть петербуржцы и гости города. У организаторов уже есть предложения из других регионов на продолжение проекта на разных выставочных площадках страны.

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Идея и тема проекта принадлежат московской художнице Анастасии Кузнецовой-Руф, выпускнице МГАХИ им. В.И.Сурикова, президенту артистического общества «Ассамблея искусств».

«Это первая идея выставки, которая у меня возникла во время пандемии, — рассказала нашему изданию Анастасия Кузнецова-Руф. — До пандемии мы активно выставлялись, а потом все проекты схлопнулись, особенно европейские. Пришло время выставляться в своей стране. Тема сказок тоже возникла легко — во-первых, это всем интересно, весело. Во-вторых, мой дед Леонид Трофимович Кузнецов, известный художник-иллюстратор, всю жизнь сотрудничал с издательствами „Детская литература“, „Малыш“ и книжки сказок с его иллюстрациями были, наверное, в любой семье. В 2023 году ему исполнилось бы 95 лет, так что проект я посвятила ему».

Мария Сафронова. «Елка». 2022. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Мария Сафронова. «Елка». 2022.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Как рассказала Анастасия, собрать желающих участвовать оказалось очень просто: все знакомые художники, кому она звонила с предложением, охотно откликнулись и даже сделали новые работы специально к выставке. Так что большую часть работ зрители увидят впервые. Участвовать в проекте захотели не только «зубры» современного искусства Владимир Дубосарский, Александр Савко, Георгий Острецов, Александр Виноградов, Константин Звездочетов, арт-группа «Синие носы», но и более молодые художники. Главным образом те, кого искусствоведы относят к направлению новый, или актуальный, реализм, — Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Иван Коршунов, Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Тимофей Смирнов, Егор Плотников, другие художники. Три свои работы предоставила для проекта Анастасия Кузнецова-Руф.

«В каждом городе, где проходила выставка, мы проводили опросы среди зрителей, разговаривали с посетителями в залах, — рассказал Владимир Назанский, куратор проекта от музея «Эрарта». — Премьера состоялась в Новосибирске, и там мнения кардинально разделились: часть публики восхищалась, часть обижалась, что выставляем только москвичей и что герои работ не похожи на привычные сказочные образы. Нас тепло встретили в Красноярске и Самаре, но особенно феерично выставка прошла в Нижнем Новгороде. Как показали опросы, самыми продвинутыми и насмотренными оказались нижегородцы».

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Сказочная выставка приехала в Санкт-Петербург из Нижнего Новгорода в сокращенном виде: вместо 15 художников в ней участвуют только 11, и вместо 50 работ петербуржцы увидят лишь немногим более 30. Причина — «Эрарта» смогла предоставить только один небольшой зал. Но это сокращение не повлияло на общий характер и настроение выставки: художники не пересказывают сюжеты известных сказок, но создают свои сказочные миры, в которых литературные и фольклорные персонажи прекрасно уживаются со всеми проблемами современной жизни — плохой экологией, одиночеством, засильем гаджетов, опасностями искусственного интеллекта.

Дюймовочка появляется из цветка уже с телефоном в руках, всадник едет по дремучему лесу в очках для виртуальной реальности, а вместе с отравленной в реке рыбой на поверхность воды всплывает мертвая русалка. «Посыл этого проекта — самый что ни на есть корневой, —говорит Анастасия Кузнецова-Руф. — Он про тот самый культурный код, который сейчас так всем необходим. У меня за почти год нашего путешествия по стране возникло стойкое ощущение, что выставка с каждым месяцем становится все более актуальной».

Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Известный московский художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста: персонажей массовой культуры он помещает в сюжет и контекст картин, знакомых с детства, создавая, казалось бы, абсурдное столкновение различных культурных кодов. Но это столкновение в современном мире ежеминутно переживает каждый из нас, и, наверное, поэтому его «Богатырь» — Шрек из компьютерной анимации — смотрится совершенно естественно в роли Ильи Муромца.

Художник-график, автор и иллюстратор книг Екатерина Белявская представлена на выставке серией иллюстраций к метафорическим картам арт-терапевта Натальи Балаян. Сюжеты сказочных историй, изображенных на картах, знакомы каждому человеку с ранних лет. Но персонажи Екатерины Белявской не просто напоминают о счастливом возрасте и бабушкиных сказках на ночь — они помогают преодолеть стереотипы восприятия и поведения, навязанные нам с детства. И поэтому ее Баба-яга становится юной красавицей, Кощей Бессмертный — мудрым философом и любителем женщин, а кожа, которую сбрасывает Царевна-лягушка, напоминает роскошное платье.

Екатерина Белявская. «Аленький цветочек». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Екатерина Белявская. «Аленький цветочек».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Художник, кандидат искусствоведения Иван Коршунов работает в гиперреалистической манере, используя технику многослойной масляной живописи. На выставке представлен его диптих, посвященный сказкам Гофмана, Андерсена и братьев Гримм. «Крысиный король» соединяет сюжеты сказок о Щелкунчике и голом короле. А в основу «Крысолова» положена средневековая легенда в пересказе знаменитых немецких сказочников — о дудочнике из Гамельна, который не только истребил крыс, но и увел из города всех детей.

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
«Всякие сказки»
До 7 апреля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+