18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит выставка произведений московских художников «Всякие сказки», уже успевшая объехать несколько городов

«Всякие сказки» — не просто выставка: это передвижной выставочный проект, с которым уже смогли познакомиться Новосибирск, Красноярск, Самара, Нижний Новгород. До апреля работы 11 известных московских художников смогут увидеть петербуржцы и гости города. У организаторов уже есть предложения из других регионов на продолжение проекта на разных выставочных площадках страны.

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Идея и тема проекта принадлежат московской художнице Анастасии Кузнецовой-Руф, выпускнице МГАХИ им. В.И.Сурикова, президенту артистического общества «Ассамблея искусств».

«Это первая идея выставки, которая у меня возникла во время пандемии, — рассказала нашему изданию Анастасия Кузнецова-Руф. — До пандемии мы активно выставлялись, а потом все проекты схлопнулись, особенно европейские. Пришло время выставляться в своей стране. Тема сказок тоже возникла легко — во-первых, это всем интересно, весело. Во-вторых, мой дед Леонид Трофимович Кузнецов, известный художник-иллюстратор, всю жизнь сотрудничал с издательствами „Детская литература“, „Малыш“ и книжки сказок с его иллюстрациями были, наверное, в любой семье. В 2023 году ему исполнилось бы 95 лет, так что проект я посвятила ему».

Мария Сафронова. «Елка». 2022. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Мария Сафронова. «Елка». 2022.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Как рассказала Анастасия, собрать желающих участвовать оказалось очень просто: все знакомые художники, кому она звонила с предложением, охотно откликнулись и даже сделали новые работы специально к выставке. Так что большую часть работ зрители увидят впервые. Участвовать в проекте захотели не только «зубры» современного искусства Владимир Дубосарский, Александр Савко, Георгий Острецов, Александр Виноградов, Константин Звездочетов, арт-группа «Синие носы», но и более молодые художники. Главным образом те, кого искусствоведы относят к направлению новый, или актуальный, реализм, — Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Иван Коршунов, Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Тимофей Смирнов, Егор Плотников, другие художники. Три свои работы предоставила для проекта Анастасия Кузнецова-Руф.

«В каждом городе, где проходила выставка, мы проводили опросы среди зрителей, разговаривали с посетителями в залах, — рассказал Владимир Назанский, куратор проекта от музея «Эрарта». — Премьера состоялась в Новосибирске, и там мнения кардинально разделились: часть публики восхищалась, часть обижалась, что выставляем только москвичей и что герои работ не похожи на привычные сказочные образы. Нас тепло встретили в Красноярске и Самаре, но особенно феерично выставка прошла в Нижнем Новгороде. Как показали опросы, самыми продвинутыми и насмотренными оказались нижегородцы».

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Сказочная выставка приехала в Санкт-Петербург из Нижнего Новгорода в сокращенном виде: вместо 15 художников в ней участвуют только 11, и вместо 50 работ петербуржцы увидят лишь немногим более 30. Причина — «Эрарта» смогла предоставить только один небольшой зал. Но это сокращение не повлияло на общий характер и настроение выставки: художники не пересказывают сюжеты известных сказок, но создают свои сказочные миры, в которых литературные и фольклорные персонажи прекрасно уживаются со всеми проблемами современной жизни — плохой экологией, одиночеством, засильем гаджетов, опасностями искусственного интеллекта.

Дюймовочка появляется из цветка уже с телефоном в руках, всадник едет по дремучему лесу в очках для виртуальной реальности, а вместе с отравленной в реке рыбой на поверхность воды всплывает мертвая русалка. «Посыл этого проекта — самый что ни на есть корневой, —говорит Анастасия Кузнецова-Руф. — Он про тот самый культурный код, который сейчас так всем необходим. У меня за почти год нашего путешествия по стране возникло стойкое ощущение, что выставка с каждым месяцем становится все более актуальной».

Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Известный московский художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста: персонажей массовой культуры он помещает в сюжет и контекст картин, знакомых с детства, создавая, казалось бы, абсурдное столкновение различных культурных кодов. Но это столкновение в современном мире ежеминутно переживает каждый из нас, и, наверное, поэтому его «Богатырь» — Шрек из компьютерной анимации — смотрится совершенно естественно в роли Ильи Муромца.

Художник-график, автор и иллюстратор книг Екатерина Белявская представлена на выставке серией иллюстраций к метафорическим картам арт-терапевта Натальи Балаян. Сюжеты сказочных историй, изображенных на картах, знакомы каждому человеку с ранних лет. Но персонажи Екатерины Белявской не просто напоминают о счастливом возрасте и бабушкиных сказках на ночь — они помогают преодолеть стереотипы восприятия и поведения, навязанные нам с детства. И поэтому ее Баба-яга становится юной красавицей, Кощей Бессмертный — мудрым философом и любителем женщин, а кожа, которую сбрасывает Царевна-лягушка, напоминает роскошное платье.

Екатерина Белявская. «Аленький цветочек». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Екатерина Белявская. «Аленький цветочек».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Художник, кандидат искусствоведения Иван Коршунов работает в гиперреалистической манере, используя технику многослойной масляной живописи. На выставке представлен его диптих, посвященный сказкам Гофмана, Андерсена и братьев Гримм. «Крысиный король» соединяет сюжеты сказок о Щелкунчике и голом короле. А в основу «Крысолова» положена средневековая легенда в пересказе знаменитых немецких сказочников — о дудочнике из Гамельна, который не только истребил крыс, но и увел из города всех детей.

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
«Всякие сказки»
До 7 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+