18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum
Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана.
Фото: Musée de Karakorum

Первую во французской истории выставку, посвященную монгольской империи и Чингисхану, показывают в Нанте через три года после того, как ее изначальный вариант был сорван властями Китая

В конце 2020 года Исторический музей Нанта заявил, что Коммунистическая партия Китая (КПК) пыталась подвергнуть цензуре содержание экспозиции. Попытки цензуры начались с требования руководства КПК убрать слова «Чингисхан», «империя» и «монгол» из названия и текстов; это стало результатом «ужесточения позиции китайского правительства в отношении монгольского меньшинства страны», как сообщил тогда в специальном заявлении директор музея и сокуратор выставки Бертран Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Новая экспозиция организована при поддержке правительства Монголии. Основные предметы получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана; 140 из 450 экспонатов являются объектами культурного наследия этой страны. В центре выставки — фигура величайшего в истории завоевателя, войско которого прокатилось от монгольских равнин до Ближнего Востока. Наставший потом мир позволил процветать торговым, научным и художественным связям между Востоком и Западом, подняв искусство и ремесла на недосягаемую прежде высоту. Это был первый в истории пример глобализации, по мнению кураторов Жан-Поля Дероша, Мари Фаверо и Бертрана Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Выставка исследует несколько хронологических этапов. Повествование об империи Чингисхана начинается издалека — с бронзовых фигурок оленей VII–V веков до н.э. Они демонстрируют явное родство со звериным стилем, но при этом покрыты синей краской, подчеркивающей их магическую сущность. Золотая тиара VIII века н.э., которую прежде украшали крупные полудрагоценные камни, была найдена в гробнице тюркского императора Бильге-хана, кагана Восточно-Тюркского каганата, средневекового государства на территории Монголии. Отдельная глава выставки посвящена лошади — главному другу кочевника.

Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана. Фото: Morandi
Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана.
Фото: Morandi

Раздел о самом Чингисхане демонстрирует его самое известное изображение — портрет, созданный китайским художником в XIV веке, через два столетия после смерти императора. Здесь же представлены культовые объекты — золотые Солнце и Луна XIII–XIV веков. В монгольском шаманизме они являются символами вечного Голубого Неба, силы всего сущего. Кураторы особо отмечают при этом религиозную терпимость, царившую на территории всей монгольской империи.

Наряду с вооружением воина представлены изысканные предметы роскоши: украшения, курильницы, фарфоровая посуда. Еще один раздел рассказывает о торговых путях — таких протяженных, что одним из экспонатов стала шелковая накидка с узором из попугаев и лилий, подаренная монгольскими послами Людовику Святому, королю Франции в 1226–1270 годах.

Исторический музей Нанта, замок герцогов Бретонских
«Чингисхан. Как монголы изменили мир»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+