18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.  Фото: Evelyn Paris/Unsplash
Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.
Фото: Evelyn Paris/Unsplash
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Госфинансирование отрасли неумолимо сокращается, а опасения музейщиков, наоборот, растут. Справиться с суровым климатом — лишь одна из их насущных задач. Не менее важно продолжить расширение коллекций и обеспечить безопасное хранение экспонатов

До недавнего времени для директоров музеев в Исландии проблема хранения экспонатов не представлялась архиважной, она стояла, скорее, в конце списка приоритетов. Однако резонансная история с хищениями из Британского музея докатилась и до Рейкьявика, что в тысячах километров от Лондона. И теперь на пороге зимы руководители исландских музеев и галерей пытаются достучаться до властей, чтобы получить деньги на оборудование запасников и хранилищ, стремясь с разных сторон гарантировать безопасность коллекций.

Национальная галерея Исландии — крупнейший художественный музей в стране, она занимает в Рейкьявике три здания. В самом большом из них, что на берегу озера Тьернин в центре столицы, недавно открылись новые залы, посвященные причудливым работам Йоханнеса С. Кьярваля (1885–1972), без сомнения самого известного исландского художника ХХ века. В 2022 году музей получил в дар более 1,4 тыс. произведений искусства, включая 400 работ Кьярваля. Донаторы — покойный Торвальдюр Гвюдмюндссон и его жена Ингибьёрг Гвюдмюндсдоуттир; их коллекция — одна из самых значительных и богатых в Исландии.

Конечно же, Кьярваль «занимает центральное место в пантеоне» исландского искусства, как говорит Ингибьёрг Йоханнсдоуттир, которая с апреля 2023 года возглавляет Национальную галерею. Тем не менее, по словам директора, «хотелось бы, чтобы постоянная коллекция рассказывала историю нашего искусства связно и последовательно». «Такая работа никогда раньше не проводилась, — отмечает она. — Необходимо, чтобы наша экспозиция затронула актуальные проблемы, требующие размышлений, но для этого нужно больше места».

Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953). Фото: Reykjavík Art Museum
Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953).
Фото: Reykjavík Art Museum

Полученный от четы коллекционеров дар не только удача, но и проблема, поскольку Национальной галерее уже негде хранить экспонаты. Многие картины Кьярваля сейчас размещены в бывшем — и единственном — музейном лектории. «У нас просто не было другого выхода, кроме как сделать там полки и стеллажи, — признается Йоханнсдоуттир. — Иначе мы бы просто не получили это пожертвование. Мы, конечно, слышали о скандале в Британском музее, и это лишнее подтверждение того, насколько важно хранить экспонаты по всем правилам».

Йоханнсдоуттир пытается заручиться поддержкой министра культуры Исландии: музею необходимо помещение, где можно было бы надежно хранить работы и защитить их от суровой местной зимы. «Помещения, где сейчас размещены наши экспонаты, не соответствуют базовым требованиям, — говорит она. — Но нам нужно продолжать расширять коллекцию, принимать в фонды новые единицы хранения, а для этого необходимы соответствующие условия».

Впервые после финансового кризиса 2008 года власти Исландии снова урезают гранты на культуру. В результате Национальная галерея и другие музеи вынуждены обходиться своими силами. «Были годы, когда государственное финансирование культуры было настолько скромным, что в эти цифры просто невозможно поверить, — говорит Хекла Дёгг Йонсдоуттир, преподаватель изобразительного искусства в Исландском художественном университете. — Поддержка культуры тесно связана с состоянием экономики. Исландия — всего лишь маленький камешек посреди Атлантического океана. Если наша экономика в кризисе — денег нет и на культуру. Приходится как-то лавировать».

Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции. Фото: The National Gallery of Iceland
Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции.
Фото: The National Gallery of Iceland

Неподалеку от Национальной галереи Исландии находится другая интересная институция. Музей живого искусства в 2023 году отмечает 50-летие, это самый старый музей современного искусства в стране. Он базируется в так называемом Доме Маршалла — здании бывшей селедочной фабрики, где сейчас также работают ресторан, несколько художественных галерей, а на верхнем этаже расположилась студия знаменитого художника Олафура Элиассона. Здесь же находится главная площадка биеннале Sequences — фестиваля современного искусства, который в минувшем октябре проходил в 11-й раз. У музея интересная история; среди выставлявшихся здесь звезд — Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж, Рагнар Кьяртанссон, Сара Лукас.

Запасники музея находятся на окраине Рейкьявика в цокольном этаже промышленного склада, где раньше был хлебозавод. Снаружи, у дверей, валяется промокший, кем-то выброшенный матрас. Внутри чернеют силуэты труб неработающего водопровода, наследия пекарни, ныне находящиеся в аварийном состоянии. Сюнна Аусттоурсдоуттир, директор Музея живого искусства, своими запасниками гордится. Она с любовью показывает сокровища музея: разворачивает оригинальную афишу к выставке Нам Джун Пайка, указывает на смятые пивные банки, которые Сара Лукас превратила в скульптуру, оставив подпись на жестяной поверхности.

Аусттоурсдоуттир пытается достучаться до чиновников. «К нам приезжал министр, осмотрел склад и высоко оценил нашу работу», — рассказывает она, проводя экскурсию по хранилищу. «Но, господа, только взгляните на это! — и рукой директор показывает на потолок, где видны огромные черные пятна — въевшаяся плесень. — Я думаю, ремонт нам все-таки не помешает». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+