18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Резонно ли судить о художниках через теорию архетипов? Если даже и да, то вряд ли на основании произвольного причисления конкретного человека к той или иной архетипической модели

Кандинский — маг, Ларионов — шут. Нашлись в русском авангарде и просто славные малые. Так, по-свойски, обозначил художников вовсе не кто-то из друзей-современников. Это научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Кочергина распределила их по системе архетипов, разработанной американским филологом Кэрол Пирсон. То, что могло быть шуткой, переросло в концепцию выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда», которая недавно прошла в стенах Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке по инициативе Третьяковки. Подготовили к ней и каталог.

«Энергия цвета. Архетипы авангарда» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с., ил.
«Энергия цвета. Архетипы авангарда» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с., ил.

Его разделы соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Художники соотнесены с ними весьма произвольно — по-другому и быть не могло. Описания — как в гороскопах. «Воинам свойственна излишняя самоуверенность, задиристость и хвастовство» — это об Александре Родченко и почему-то об Иване Кудряшове. Но не о Казимире Малевиче, который выводится лишь как «правитель», хотя мог бы, со своей красной ложкой в петлице, составить компанию и «шуту» Михаилу Ларионову с разрисованным лицом, и героям других разделов.

Обычно система Пирсон находит отклик у маркетологов, занимающихся брендингом, а также у сценаристов фильмов и компьютерных игр, которым необходимо придумать ярких, но предсказуемых персонажей. Юнгианские теории архетипов используют и для анализа мифов, что встречает критику со стороны фольклористов и антропологов. Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей. При этом во вступительном слове к каталогу директор ГТГ Елена Проничева говорит, что взгляд на авангард через такую теорию позволяет его «очеловечить». Так древние «очеловечивали» богов, показывая их в мифах ревнивыми, заносчивыми, влюбчивыми — и понятными.

Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художественные институции стремятся выработать «дружелюбный интерфейс» и стать доступнее для публики с разной степенью подготовки. В «ГЭС-2», например, рядом с кураторскими текстами теперь помещают их упрощенные пересказы. А на выставке «Мир как беспредметность» в Еврейском музее и центре толерантности организовали иммерсивный аттракцион: экспозицию можно было осмотреть от лица одного из художников-супрематистов.

Следуя этой тенденции, важно не допускать профанирования темы. В эту ловушку и попала Третьяковка. Классификация художников по архетипам столь же безосновательна, как самоанализ путем прохождения теста «Кто ты из „Смешариков“?». Любопытные цитаты, редкие фотопортреты из частных собраний и комментарии одного из ведущих специалистов по русскому авангарду Ирины Вакар также не добавляют веса книге, в которой распад группы «Бубновый валет» объясняется принадлежностью ее участников к разным архетипам. Подступиться к авангарду с нового ракурса — амбициозная и насущная задача, но не каждому исследователю в поисках необычного угла зрения удается проявить себя Штеренбергом или Родченко. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+