Музеи по всей Великобритании, в том числе лондонский Southbank Centre, Музей Йоркского замка и Музеи Уэльса, срочно проверяют безопасность своих зданий из-за вероятного присутствия в строительных материалах, из которых они были возведены, потенциально опасного вида бетона. В частности, Совет Кардиффа уже сообщил, что крышу Сент-Дэвидс-холла, национального концертного зала Уэльса, потребуется заменить из-за присутствия в конструкции RAAC — автоклавного ячеистого железобетона.
RAAC широко использовался в строительстве с 1950-х по 1990-е годы как в Великобритании, так и за рубежом в качестве дешевой и легкой альтернативы обычному бетону. В основном сборные панели массового производства использовались в кровельных конструкциях, но иногда они встречаются и в стенах и полах. В последние годы эксперты забили тревогу в связи с недолговечностью RAAC. Использование газов при производстве этого материала делает его сравнительно хрупким, очень пористым и неустойчивым к воздействию воды. Расчетный срок эксплуатации такого бетона составляет всего 30 лет; в случае нарушения структурной целостности он легко трескается и может резко начать разрушаться.
Проблема затрагивает не только школы, больницы, суды, но и объекты культурного наследия. Недавно Музей Йоркского замка был частично закрыт после обнаружения RAAC в конструкции крыши над северной частью постройки. В Фонде музеев Йорка рассказали, что эта часть здания будет закрыта в течение нескольких недель, пока ведутся необходимые работы. А представители организации «Амгедва Камри» (Музеи Уэльса), в ведении которой находятся семь площадок, сообщили: «Вероятно, RAAC использован в каких-то наших объектах, но мы полагаем, что речь идет о минимальных количествах». Кроме того, газобетон был выявлен в небольших количествах в Вестминстерском дворце и в закулисных пространствах Национального театра в Лондоне, однако сообщается, что там он не представляет непосредственной угрозы безопасности.
Специалисты проверяют на наличие RAAC и четыре площадки бруталистского Southbank Centre. Королевский фестивальный зал, внесенный в список объектов культурного наследия, был открыт в Лондоне в 1951 году, а Зал королевы Елизаветы, Комната Перселла и Hayward Gallery — в 1960-е. «Мы очень серьезно относимся к безопасности наших сотрудников и посетителей и обнародуем результаты проверки, как только они будут готовы», — пообещал представитель институции.
В лондонском Музее науки также сообщили о проведении внутреннего расследования. «Первичный анализ имеющейся документации не выявил свидетельств наличия RAAC, но мы тем не менее проводим углубленную оценку более узкой группы зданий, построенных в соответствующий период», — уточнил его представитель. Королевская академия художеств в Лондоне тоже «в настоящее время тщательно обследует свое здание, чтобы подтвердить отсутствие RAAC».
Представители Музея Виктории и Альберта, Британского музея и Национальных галерей Шотландии подтвердили, что в их документах не найдено упоминаний об использовании RAAC в каких-либо из принадлежащих им зданий, но служебные проверки все же ведутся. В Центре искусств Barbican, здание которого входит в число хрестоматийных образцов брутализма в архитектуре и, соответственно, изобилует бетоном, заверили, что «бетон RAAC в Barbican не использовался».
По счастью, активное использование RAAC сразу после Второй мировой войны, как рассказывает директор Ассоциации независимых музеев (AIM) Лиза Оллерхед, «пришлось на период, когда новые музеи в Великобритании практически не строились». AIM оказывает поддержку более 1 тыс. музеев и организаций, специализирующихся на охране культурного наследия, и недавно провела среди них опрос по проблеме RAAC. Из 250 респондентов, преимущественно небольших музеев Англии, 90% ответили, что в их зданиях газобетона нет.
Руководитель отдела политики Альянса по защите культурного наследия Лидия Гибсон предупреждает, что на фоне «серьезной проблемы недостаточного финансирования» местные советы могут не обратить должного внимания на последствия наличия RAAC в зданиях ХХ века, которые формально не относятся к охраняемым объектам. Или, наоборот, предупреждает она, «может возникнуть порыв снести и перестроить все модернистские здания, чтобы поскорее избавиться от RAAC, не разобравшись и не подумав о ценности, которую они могут представлять собой как объекты культурного наследия». По ее словам, существует риск, что у местных советов нет ни экспертизы для оценки RAAC в контексте культурного наследия, ни средств на устранение последствий его присутствия.
Вдобавок в Великобритании ремонтные работы облагаются 20% НДС, в то время как снос и строительство новых объектов от него освобождены. Гибсон уверена, что налоговая реформа стала бы «спасательным кругом для зданий, на ремонт которых не хватает средств», и способствовала бы более устойчивому развитию.