Американка Доротея Лэнг (1895–1965) входит в число важнейших мастеров документальной фотографии ХХ века, но организаторы новой выставки в Национальной художественной галерее в Вашингтоне взялись доказать, что в основе ее новаторского репортажного стиля на самом деле лежит ранний опыт постановочной портретной съемки, который она приобрела во время работы в фотоателье в 1910–1920-х. Куратор Филип Брукман объединил в ретроспективной экспозиции 101 фотографию Лэнг, начиная с ранних студийных портретов и заканчивая фотографиями из многочисленных поездок в 1950–1960-е годы.
«В начале карьеры она практиковалась в нескольких портретных мастерских, — рассказывает Брукман. — Самой известной из них была студия Арнольда Генте в Нью-Йорке. Здесь Доротея узнала о том, насколько важна поза — руки, лицо, свет — и как использовать все это, чтобы передать характер человека. Позднее, выйдя в большой мир и начав фотографировать людей, она использовала эти приемы».
В основу экспозиции легла подборка из 143 серебряно-желатиновых отпечатков, которую музей получил в дар от лос-анджелесских коллекционеров Даниеля Гринберга и Сьюзан Стайнхауэр в 2017 году. Их дополнили важные работы, предоставленные во временное пользование такими институциями, как Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Оклендский музей Калифорнии и Музей современного искусства Сан-Франциско. На выставке представлены почти все самые знаменитые снимки, в том числе сделанная в Миссисипи фотография белого владельца плантации с пятерыми чернокожими работниками и хрестоматийная «Мать-переселенка» (1936) — портрет сезонной полевой работницы с детьми, который Лэнг сделала в Калифорнии, работая на государственную Администрацию по переселению. С ними соседствуют и более редкие снимки. В их числе сделанная в 1942 году, в обстановке растущей ксенофобии после нападения на Перл-Харбор, фотография вывески «Я американец» на окне магазина, принадлежавшего выходцу из Японии.
«Мне было интересно порассуждать о портрете как об инструменте формирования идентичности, и я увидел в этих словах — „Я американец“ — заявление об идентичности, которое можно интерпретировать как портрет, даже несмотря на то, что изображение человека отсутствует, — рассказывает Брукман. — Это куда более современное понимание портрета».
Все проблемы, которые освещала Лэнг: миграция и изменение климата, использование земли, расизм, — актуальны сегодня. «Она создала тип документалистского взгляда, для которого важно не только то, кто перед нами и как он выглядит, но и то, что его окружает и какие обстоятельства привели его в эту точку», — говорит куратор.
Национальная художественная галерея
«Доротея Лэнг. Видеть людей»
До 31 марта