18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Большой проект Музея русского импрессионизма стал новым этапом осмысления творчества художников, которые исповедовали лирическую легкость и импровизацию — редкие качества в эпоху, отягощенную идеологией

Чтобы примкнуть к узкому кругу знатоков и ценителей творчества группы «13», нужно начать с малого. Первое: твердо запомнить, что художников в составе группы было не 13, а суммарно 21. Второе: воздерживаться от того, чтобы называть этих людей «авангардистами» (хотя авангардисты среди них действительно были). И последнее: неплохо бы учесть, что концепция «рисования в темпе натуры» характеризует деятельность группы лишь отчасти.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Эти минимальные сведения можно считать одновременно и базовыми. Собственных глубокомысленных теорий участники объединения не разрабатывали, манифестов не публиковали, хотя и были хорошо образованны и склонны к рефлексии. На фоне бесчисленных измов и политических лозунгов они исповедовали качество, которое казалось почти утраченным, — лирическую легкость, импровизацию.

Правда, эта легкость, графическая и живописная, понималась ими не совсем одинаково. Даже на первой выставке 1929 года (экспонентов было действительно 13) ощущались различия в «генезисе» авторов. Отцы-основатели группы, выходцы из Саратова Даниил Даран, Николай Кузьмин, Владимир Милашевский, начинали работать еще до революции, в их бэкграунде просматривалось влияние и «Мира искусства», и «Голубой розы». А вот художники полупоколением младше, выпускники ВХУТЕМАСа Лев Зевин, сестры Нина и Надежда Кашины, Татьяна Маврина, Михаил Недбайло, Борис Рыбченков, меньше оглядывались на прежнюю российскую практику — зато живо интересовались европейской. Свои обертоны в эстетику группы привнесли художники-дилетанты из Ленинграда — актриса Ольга Гильдебрандт и писатель Юрий Юркун.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Первую выставку в московском Доме печати ожидал бурный успех, оказавшийся, впрочем, кратковременным. Сначала внутри группы стали возникать разногласия, из-за которых пришлось отменить вторую выставку, намеченную через год. А на третьей, состоявшейся в 1931-м, изменение состава выглядело уже существенным. Появились фигуры, которые в меньшей степени принадлежали к стану «графиков-импровизаторов»: Александр Древин, Антонина Софронова, Надежда Удальцова. И даже «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, живший в США, принял участие в той затее.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Не исключено, что новый «баланс интересов» мог бы привести к неожиданному продолжению, но вмешались теперь уже внешние силы. Показ 1931 года подвергся публичному разносу. Все, что на первой выставке воспринималось как достоинства и достижения, теперь трактовалось как «безыдейность», «юродство» и «контрреволюционная направленность». Вскоре объединение распалось: в искусство уверенной поступью входил директивный соцреализм.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

О группе «13» вспомнили в перестройку — писались статьи и книги, делались выставки. Нынешний проект Музея русского импрессионизма можно назвать следующим этапом осмысления феномена. «Мне хотелось показать группу в некотором континууме, — рассказала нашему изданию Надежда Плунгян, куратор выставки и автор диссертации о творчестве этого объединения. — Многие из ее участников продолжали работать и позже, оставаясь в диалоге между собой. Интересно увидеть, какую они прошли эволюцию. На выставке представлены блоки, рубрики, посвященные тем проблемам, которые занимали это сообщество. Городской пейзаж, домашняя обстановка, документальный рисунок — лишь некоторые из них. А в общем виде выставка делится на две части — довоенную и послевоенную. Точнее говоря, есть и военный период, который редко связывают с творчеством этих художников. Порой кажется, что многое у них до сих пор существовало как-то по отдельности, не соединяясь в целое».

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Участники группы «13» не стремились никому подражать, но несомненное и главное влияние на них оказало французское искусство. Причем не только новейшее, начала ХХ века, но и более раннее. В экспозиции происходит не прямое сравнение, а скорее соотнесение отечественного материала с отдельными работами Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле, Мориса Вламинка, Отона Фриеза.

Музей русского импрессионизма славится своей неленивостью: его проекты, как правило, многодельны и собраны из множества источников. Здесь похожий случай. Партнерами выставки стали полтора десятка российских музеев (включая Третьяковскую галерею и ГМИИ имени А.С.Пушкина), а также целый ряд частных коллекционеров. При этом экспонатов не просто много, около 300, — они еще и «прицельны», то есть сопряжены с кураторской концепцией.

Музей русского импрессионизма
«Группа "13". В переулках эпохи»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+