18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завещание Даниэля Арасса: из радиоэфира — на бумагу

Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». Около 1477–1479. Фрагмент. Фото: SKD Dresden/Google Arts & Culture
Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». Около 1477–1479. Фрагмент.
Фото: SKD Dresden/Google Arts & Culture
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

«Рассказы о живописи» призывают смотреть внимательнее и впитывать как можно больше. Известный французский искусствовед признавался, что специально фотографировал картины, чтобы подметить максимум деталей

Историк искусства Даниэль Арасс (1944–2003) был одним из тонких знатоков живописи итальянского Возрождения, многие значимые его работы посвящены именно этому времени и месту. Не один год жизни Арасс провел в Италии. Там у него украли из автомобиля портфель с диссертацией — пришлось менять и тему, и руководителя; там, во Флоренции, он в течение восьми лет возглавлял Французский институт.

На русский язык переведено несколько важных трудов Арасса, в том числе «Деталь в живописи» и «Взгляд улитки». Теперь же русскоязычному читателю предлагается не совсем книга, а своего рода завещание искусствоведа. «Рассказы о живописи» — это скрипты цикла из 25 радиопередач, которые он вел в 2003 году на канале «Культура» во Франции. Во время записи программы Арасс уже знал, что умирает от болезни Шарко и вот-вот потеряет способность двигаться из-за прогрессирующей мышечной атрофии. Через несколько месяцев его не стало.

Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи» / Перевод с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C Press, 2023. 266 с., ил.
Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи» / Перевод с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C Press, 2023. 266 с., ил.

Тексты 20-минутных передач представляют собой небольшие элегантные эссе, искренние беседы о важном лично самому автору. В первом же выпуске он спрашивает себя: какие живописные работы и чем именно его захватывают? Например, «Задвижка» Жана Оноре Фрагонара поражает Арасса способностью мастера передать текучесть времени: на правой половине полотна написано настоящее — встреча любовников, на левой — будущее, смятая постель. «Джоконда» Леонардо завораживает его «доисторическим» пейзажем на втором плане; изображенный там мост искусствовед определяет как символ вечности и времени. Даниэль Арасс вспоминает нарисованную Леонардо карту части Тосканы и подчеркивает неотменимую связь между той картой и «Джокондой».

Историю фигуративной живописи от Раннего Возрождения до начала ХХ века Арасс рассматривал как результат открытия перспективы: и оптического явления, и художественного приема. Искусство, созданное по правилам перспективы, есть стремление передать взгляд на мир с точки зрения человека, но не бога. Открытие перспективы представлялось Арассу решающим фактором, способствовавшим самой возможности создавать живописные подражания (копии, снимки) окружающего мира, природы. Высшие достижения в области такого жизнеподобия — шедевры Джорджоне, Лео­нардо, Рафаэля.

Леонардо да Винчи. «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». 1503—1519. Фрагмент. Фото: Musée du Louvre
Леонардо да Винчи. «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». 1503—1519. Фрагмент.
Фото: Musée du Louvre

Следующие поколения художников и интеллектуалов оказываются в полосе кризиса: религиозного (Реформация), экономического (открытие Америки) и так далее. Ответом творцов на тот системный кризис Арасс называет маньеризм: живописную риторику Тинторетто, виртуозные парафразы классических сюжетов Понтормо, хтонический ужас скульптурно-архитектурных объектов в парке города Бомарцо.

Понимание и переживание живописи он твердо увязывает с понятием «анахронизма». Анахронизм — это и любая реставрация произведения искусства. Анахронистичен по определению и взгляд на тициановскую «Венеру Урбинскую» того зрителя, который знаком с «Олимпией» Эдуарда Мане. Анахронизмом является и вдумчивый анализ «Менин» Диего Веласкеса, сделанный Мишелем Фуко.

Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи». Фото: Дарья Избаш
Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи».
Фото: Дарья Избаш

«Анахронизмам» Арасс противопоставлял «детализацию» — внимательное, бережное исследовательское отношение к незаметным на первый взгляд, подчас кажущимся маловажными фрагментам и деталям живописных работ. Слеза у одного из персонажей раки святой Урсулы из Брюгге, тающий лик Христа на полотне Франсиско де Сурбарана, «глаз-пупок» святого Себастьяна, укоризненно смотрящий на карателей с полотна Антонелло да Мессина… Арасс рассказывал радиослушателям, что фотографировал картины именно для фиксации маленьких открытий — непонятных, странных деталей. Увидеть незаметное — значит ближе проникнуть в замыслы живописцев. Именно к этому всю свою слишком краткую жизнь стремился Арасс — и достигал поставленных целей.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+