18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Пять предсказаний для арт-рынка: гадаем на хрустальном шаре

Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вырастут ли продажи искусства на мировых аукционах, сменит ли владельца Sotheby’s и захотят ли художники сотрудничать с ИИ? Прогнозы делать трудно, но полезно

Колумнист и обозреватель арт-рынка The Art Newspaper и ARTnews Тим Шнайдер начинает год с предсказаний, точность которых можно будет оценить в декабре. Пытаться что-то предсказывать после 2023 года, когда арт-рынок трясло, кажется несколько абсурдным, но решено все же продолжить традицию.

1. Продажи искусства на мировых аукционах в 2024 году вырастут по сравнению с 2023-м не более чем на 4%.

Стоит приготовиться к еще одному неудачному году. Выхода из кризиса не произойдет — в основном из-за пертурбаций в мировой экономике. Федеральная резервная система США, Центральные банки Великобритании и Европейского союза в декабре сохранили высокие ставки. А это означает, что в 2024 году брать кредиты будет очень дорого и коллекционерам придется урезать бюджеты на приобретение предметов искусства. Экономика Китая никак не восстановится на фоне кризиса на рынке недвижимости в стране. Плюс многие эксперты считают, что в 2024 году экономика Великобритании вырастет не больше, чем на 1%.

Продажи предметов искусства на аукционах не порадуют приростом больше 4% за год, пока не оправятся хотя бы два из трех ведущих арт-рынков (Великобритания, Китай и США). Это не означает полной стагнации — но не стоит рассчитывать на сенсации.

2. Несколько коммерчески успешных художников расторгнут контракты с представляющими их галереями из-за арабоизраильского конфликта.

Самый острый геополитический конфликт последнего времени всколыхнул рынок: слухи о том, что некоторые коллекционеры угрожают вернуть, выставить на торги, а то и вовсе сжечь принадлежащие им работы художников, якобы выступающих за Палестину; перенос открытия выставки Ай Вэйвэя, намекавшего на антиарабскую позицию США; отказ австралийской галереи Anna Schwartz сотрудничать с Майком Парром из-за его скандального перформанса, где содержались отсылки к «апартеиду» и «этническим чисткам». В музеях, а также в СМИ, связанных с искусством, начались увольнения, отмены выставок и отзыв работ с экспозиций в знак протеста. Стоит ждать еще более резонансных событий, которые может спровоцировать арабо-израильский конфликт: отставка директора крупного музея, расторжение сотрудничества или уход известного художника от его арт-дилера. Все эти сценарии возможны, но последний кажется наиболее вероятным.

3. Патрик Драи до 1 октября продаст миноритарный пакет акций Sotheby’s частному лицу.

Сильное влияние повышения кредитных ставок на подпитываемую долгами корпоративную империю Патрика Драи, владельца Sotheby’s — история, которая пока остается в тени. И главным образом потому, что ее отслеживание требует экспертизы. Согласно источникам Bloomberg, компании миллиардера к концу 2027 года должны выплатить около $21,3 млрд и еще $60 млрд в целом. Наверняка предприниматель задумается о том, чтобы сбросить часть акций Sotheby’s по выгодной цене. Financial Times сообщает, что последние два года Драи вел переговоры о продаже миноритарной доли в Sotheby’s с «европейскими миллиардерами и инвестиционным управлением Катара». Предвидим, что о сделке будет объявлено уже к концу года.

4. Ни Endeavour/Frieze, ни MCH Group/Art Basel больше не будут покупать художественные ярмарки.

С тех пор как в июле Frieze объявила о приобретении Armory Show и Expo Chicago, многие ожидали волну слияний. Двумя крупнейшими брендами были поглощены еще несколько региональных ярмарок. Но учитывая, насколько тяжело идут дела у небольших артярмарок, возникает вопрос: почему их проблемы хотят взвалить на себя крупнейшие игроки?

MCH Group, владеющая Art Basel, выкупила несколько проектов, когда с мировой экономикой было все хорошо, — и быстро пожалела об этом (речь о пакетах акций India Art Fair и Masterpiece London, запуске Art SG в Сингапуре и инвестициях в Art Düsseldorf ). Последний сторонний проект компании, Masterpiece London, закрылся в начале 2023 года из-за «растущих затрат и сокращения числа международных участников».

Недавние приобретения Frieze (Armory Show и Expo Chicago) и владеющая ею Endeavour при желании могли бы развернуть более интенсивную деятельность в других странах, но принадлежность к широкой категории не делает каждую вещь в ней равной.

Endeavour/Frieze и MCH Group/Art Basel, безусловно, стремятся к росту в 2024 году. Нам просто кажется, что их руководство считает, что те же цифровые инициативы, консультативные соглашения и новые партнерские отношения принесут больше прибыли, чем проведение еще большего количества ярмарок в уже и так перенасыщенной отрасли.

5. Один или несколько известных художников заключат лицензионное соглашение с нейросетями и генераторами изображений на основе ИИ.

Опасения относительно последствий стихийного использования искусственного интеллекта (ИИ) в создании изображений продолжают звучать отовсюду. Однако эта технология уже привлекла столько средств, открыла столько дверей и обросла таким потенциалом, что художники всех мастей в целом смирились: им придется сосуществовать с ИИ до конца своих дней. По крайней мере точно в США, где, в отличие от того же ЕС, почти никому нет дела до разработки законодательства по сдерживанию технологий в целом и ИИ в частности.

Из любопытства, прагматизма или тщеславия (либо всех трех факторов) какой-нибудь известный художник решит, что лучше первым пойти на контакт с разработчиками ИИ, чем бороться с ними (и, скорее всего, проиграть), чтобы защитить свои работы от незаконного использования в качестве визуального ориентира. Вообще, подобное происходило с каждой инновационной технологией еще с тех пор, как Энди Уорхол в 1982 году начал творить на компьютерах Amiga.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+