Выставка под названием «Весь этот мир» состоит из 13 произведений, которые создали художники из разных городов и регионов России по итогам резиденции-исследования на Ямале. Куратор Женя Чайка выбрала для проекта уже знакомых ей художников, но это не значит, что итог был предсказуем. Теперь мир, или, вернее, миры, построенные художниками, заполнили «черный куб» в атриуме арт-резиденции «Полярис» в Салехарде.
Арт-резиденция работает в Салехарде, административном центре Ямало-Ненецкого автономного округа, с 2021 года, на базе местного окружного Молодежного центра. «Полярис» стал одним из инициаторов запуска Ямальской биеннале современного искусства, которая в соответствии с растянутым в северном представлении временем продлится три года: отобранные в 2022-м работы будут реализованы поэтапно до весны 2025-го.
Еще один проект «Поляриса» - придуманный куратором Женей Чайкой формат «номадической», бродячей резиденции. В августе прошлого года художники отправились в путешествие по Ямалу, в ноябре показали превью проекта, а в феврале — его финальную выставку. Все это время его своеобразной осью было совместное изучение художниками ненецкого языка. Некоторые из участников (среди них примерно половина из Екатеринбурга) были знакомы с природой Сибири, часть развивала уже начатые проекты, а кто-то оказался за Уралом, да еще за полярным кругом (Салехард стоит как раз на этой географической метке), впервые и был поражен суровостью и этих мест, и здешних людей.
Специально для выставки в самом большом пространстве «Поляриса» построили «черный куб» из ткани, внутри которого спрятан «Весь этот мир». Пол временного павильона усыпан песком (здесь его около 25 т), и передвижение по нему создает ощущение преодоления, медленного движения, требующего целеустремленности. Эпицентром этого песчаного потока является инсталляция Анны Снегиной «Улов». Вспоминая своего деда-рыбака, художница сплела розовую рыболовную сеть и взяла ее с собой в экспедицию. Погруженная в холодные воды местных рек и даже в песок их берегов, эта «девочковая» сеть становится символом, объединяющим места и поколения.
Местные день и ночь больше, чем простые отрезки времени, хоть и очень долгие. Их противостояние Екатерина Поединщикова представила в виде огромных холстов, герои которых, темный брат и светлый брат, встречаются с персонажами северных легенд: песцом, вороном, оленем. Та же тема по-иному решена Владимиром Мариным. Северную легенду о том, как два брата не поделили солнце, он рассказывает, используя театр теней: волк, гусь, олень, заяц черными абрисами врезаются в светлый фон.
Северный олень для местных народов — ненцев, хантов и селькупов — источник и основа жизни. В ненецком языке, который учили участники резиденции, есть множество слов для обозначения оленей разного пола, возраста, масти и так далее. Домашний олень называется «ты». С этим играет молодой художник Глеб Столяров в работе «Какой сегодня Ты?». Он создал зеркальные силуэты оленей, в которых можно увидеть свое отражение или фрагменты разноцветного видеомэппинга.
Еще одно характернейшее существо здешних мест — «ненянг», комар; этим же словом называется июль, когда на Ямале появляются полчища мошкары. Под потолком зала витает гигантская личинка комара (ее авторы — арт-группа 6etamodern — Татьяна и Денис Трачевские), которая меняет цвет в зависимости от количества зрителей, теплокровных, в помещении.
Один из самых опытных участников проекта — Федор Телков, фотограф и исследователь антропологического и культурного многообразия Сибири. Он представил еще одну главу его бесконечной саги о маргинальных группах и народах — фиксацию своего участия в каслании, перекочевке стойбища оленеводов. В простых, на первый взгляд, черно-белых фотографиях множество деталей, которые складываются в пронзительную историю. Другой стороной медали стали аудиоинтервью, которые художник записал с молодыми жителями Салехарда, выбравшими городской образ жизни.
Это самая пронзительная тема выставки — противоречие между традиционным образом жизни малых народов Севера и искушающим комфортом города. Дети оленеводов девять месяцев живут в интернате, где учатся в школе, иногда вместе с городскими детьми.
Елена Аносова сделала стереоскопические «Линейки» — фотопанорамы, которые с одной точки зрения показывают тундру 1 сентября, из иллюминатора вертолета, на котором детей собирают по стойбищам, а с другой — пейзажи тундры в октябре, золотой от листвы и красной от ягод, которую дети никогда не видят. Болезненные истории маленькой ненки и мальчика-ханта рассказывает Ульяна Подкорытова в инсталляции «567 видов снега». Это пестрая будка-караоке, в которой, читая слова на экране, можно пропеть песню о том, как мать три года прятала дочку, чтобы ее не забирали в школу, а она рвалась туда, или о том, как мальчик тоскует в интернате и на уроках в школе рисует только своих собак и нарты, снова и снова. Объемности этим историям добавляет звуковая инсталляция из 12 аудиоколлажей Кати Егоровой и Егора Клочихина: в наушниках звучат голоса жителей, в основном детей, селения Яр-Сале, к которым примешиваются звон оленьих упряжек, стрекот вертолетов, гудение снегоходов. Кроме того, в резиденции участвуют Нина Бисярина, Евгений Гаврилов, Михаил Добровольский.
Выставка «Весь этот мир» едва ли не первая большая экспозиция современного искусства в Салехарде. Несмотря на работающий в городе отличный историко-художественный музей (Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского, истории которого уже больше века), художественная жизнь здесь только начинает набирать силу. В рамках Ямальской биеннале современного искусства создано несколько аудиовизуальных прогулок по Салехарду, художницей Анной Червонной расписано скромное здание местной ионосферной станции (роспись визуализирует расшифровку данных исследования северного сияния). А резидентка «Поляриса» Агния Оводова и художница Татьяна Макарова (обе работают учительницами в местных школах) открыли первую в городе квартирную галерею современного искусства «Ямальская, 2».
Арт-резиденция «Полярис», Салехард
«Весь этот мир»
До 3 марта