18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ямал снаружи и Ямал внутри: современное искусство продвигается на север

Ульяна Подкорытова. «567 видов снега». Фото: Владимир Марин
Ульяна Подкорытова. «567 видов снега».
Фото: Владимир Марин

В арт-резиденции «Полярис» в Салехарде открылась выставка «Весь этот мир», созданная художниками, постигавшими на Ямале образ жизни его обитателей, природу и самих себя

Выставка под названием «Весь этот мир» состоит из 13 произведений, которые создали художники из разных городов и регионов России по итогам резиденции-исследования на Ямале. Куратор Женя Чайка выбрала для проекта уже знакомых ей художников, но это не значит, что итог был предсказуем. Теперь мир, или, вернее, миры, построенные художниками, заполнили «черный куб» в атриуме арт-резиденции «Полярис» в Салехарде.

Арт-резиденция работает в Салехарде, административном центре Ямало-Ненецкого автономного округа, с 2021 года, на базе местного окружного Молодежного центра. «Полярис» стал одним из инициаторов запуска Ямальской биеннале современного искусства, которая в соответствии с растянутым в северном представлении временем продлится три года: отобранные в 2022-м работы будут реализованы поэтапно до весны 2025-го.

Еще один проект «Поляриса» - придуманный куратором Женей Чайкой формат «номадической», бродячей резиденции. В августе прошлого года художники отправились в путешествие по Ямалу, в ноябре показали превью проекта, а в феврале — его финальную выставку. Все это время его своеобразной осью было совместное изучение художниками ненецкого языка. Некоторые из участников (среди них примерно половина из Екатеринбурга) были знакомы с природой Сибири, часть развивала уже начатые проекты, а кто-то оказался за Уралом, да еще за полярным кругом (Салехард стоит как раз на этой географической метке), впервые и был поражен суровостью и этих мест, и здешних людей.

Анна Снегина. «Улов». Фото: Фёдор Телков для «Мастеров Сибири»
Анна Снегина. «Улов».
Фото: Фёдор Телков для «Мастеров Сибири»

Специально для выставки в самом большом пространстве «Поляриса» построили «черный куб» из ткани, внутри которого спрятан «Весь этот мир». Пол временного павильона усыпан песком (здесь его около 25 т), и передвижение по нему создает ощущение преодоления, медленного движения, требующего целеустремленности. Эпицентром этого песчаного потока является инсталляция Анны Снегиной «Улов». Вспоминая своего деда-рыбака, художница сплела розовую рыболовную сеть и взяла ее с собой в экспедицию. Погруженная в холодные воды местных рек и даже в песок их берегов, эта «девочковая» сеть становится символом, объединяющим места и поколения.

Екатерина Поединщикова. «Сказка про день и ночь». Фото: Глеб Столяров
Екатерина Поединщикова. «Сказка про день и ночь».
Фото: Глеб Столяров

Местные день и ночь больше, чем простые отрезки времени, хоть и очень долгие. Их противостояние Екатерина Поединщикова представила в виде огромных холстов, герои которых, темный брат и светлый брат, встречаются с персонажами северных легенд: песцом, вороном, оленем. Та же тема по-иному решена Владимиром Мариным. Северную легенду о том, как два брата не поделили солнце, он рассказывает, используя театр теней: волк, гусь, олень, заяц черными абрисами врезаются в светлый фон.

Владимир Марин. «Тени». Фото: Владимир Марин
Владимир Марин. «Тени».
Фото: Владимир Марин

Северный олень для местных народов — ненцев, хантов и селькупов — источник и основа жизни. В ненецком языке, который учили участники резиденции, есть множество слов для обозначения оленей разного пола, возраста, масти и так далее. Домашний олень называется «ты». С этим играет молодой художник Глеб Столяров в работе «Какой сегодня Ты?». Он создал зеркальные силуэты оленей, в которых можно увидеть свое отражение или фрагменты разноцветного видеомэппинга.

Еще одно характернейшее существо здешних мест — «ненянг», комар; этим же словом называется июль, когда на Ямале появляются полчища мошкары. Под потолком зала витает гигантская личинка комара (ее авторы — арт-группа 6etamodern — Татьяна и Денис Трачевские), которая меняет цвет в зависимости от количества зрителей, теплокровных, в помещении.

Арт-группа 6etamodern (Татьяна и Денис Трачевские). «Ненянг хани ӈылека». Фото Фёдор Телков для «Мастеров Сибири»
Арт-группа 6etamodern (Татьяна и Денис Трачевские). «Ненянг хани ӈылека». Фото Фёдор Телков для «Мастеров Сибири»

Один из самых опытных участников проекта — Федор Телков, фотограф и исследователь антропологического и культурного многообразия Сибири. Он представил еще одну главу его бесконечной саги о маргинальных группах и народах — фиксацию своего участия в каслании, перекочевке стойбища оленеводов. В простых, на первый взгляд, черно-белых фотографиях множество деталей, которые складываются в пронзительную историю. Другой стороной медали стали аудиоинтервью, которые художник записал с молодыми жителями Салехарда, выбравшими городской образ жизни.

Это самая пронзительная тема выставки — противоречие между традиционным образом жизни малых народов Севера и искушающим комфортом города. Дети оленеводов девять месяцев живут в интернате, где учатся в школе, иногда вместе с городскими детьми.

Фёдор Телков. «Пути каслания». Фото: Владимир Марин
Фёдор Телков. «Пути каслания».
Фото: Владимир Марин

Елена Аносова сделала стереоскопические «Линейки» — фотопанорамы, которые с одной точки зрения показывают тундру 1 сентября, из иллюминатора вертолета, на котором детей собирают по стойбищам, а с другой — пейзажи тундры в октябре, золотой от листвы и красной от ягод, которую дети никогда не видят. Болезненные истории маленькой ненки и мальчика-ханта рассказывает Ульяна Подкорытова в инсталляции «567 видов снега». Это пестрая будка-караоке, в которой, читая слова на экране, можно пропеть песню о том, как мать три года прятала дочку, чтобы ее не забирали в школу, а она рвалась туда, или о том, как мальчик тоскует в интернате и на уроках в школе рисует только своих собак и нарты, снова и снова. Объемности этим историям добавляет звуковая инсталляция из 12 аудиоколлажей Кати Егоровой и Егора Клочихина: в наушниках звучат голоса жителей, в основном детей, селения Яр-Сале, к которым примешиваются звон оленьих упряжек, стрекот вертолетов, гудение снегоходов. Кроме того, в резиденции участвуют Нина Бисярина, Евгений Гаврилов, Михаил Добровольский.

Елена Аносова. «Линейки». Фото: Владимир Марин
Елена Аносова. «Линейки».
Фото: Владимир Марин

Выставка «Весь этот мир» едва ли не первая большая экспозиция современного искусства в Салехарде. Несмотря на работающий в городе отличный историко-художественный музей (Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского, истории которого уже больше века), художественная жизнь здесь только начинает набирать силу. В рамках Ямальской биеннале современного искусства создано несколько аудиовизуальных прогулок по Салехарду, художницей Анной Червонной расписано скромное здание местной ионосферной станции (роспись визуализирует расшифровку данных исследования северного сияния). А резидентка «Поляриса» Агния Оводова и художница Татьяна Макарова (обе работают учительницами в местных школах) открыли первую в городе квартирную галерею современного искусства «Ямальская, 2».

Арт-резиденция «Полярис», Салехард
«Весь этот мир»
До 3 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+